У русских пчеловодов с давних времен существуют разные обычаи, которые можно отнести в разряд суеверных, с одной стороны. С другой, - в памяти народа реальные события переплетаются с вымыслом, субъективными оценками людей. Провести четкую грань между суеверием и здравым смыслом не всегда удается. Иногда поверья народные заставляют человека задуматься о причинах их появления из глубин веков, о сути явления, и человек сам приходит к своему собственному пониманию…
Так, например, развешивание вокруг пасеки (пчельника) на кольях изгороди лошадиных и других черепов предохраняет, по мнению пасечников, от сглаза.
*** Во дни глубокой старины, когда была свежа в народе память о жертвоприношениях Даждь-Богу, считавшемуся покровителем всякого хозяйства и подателем всякого благополучия и что теперь, когда на Руси утратилось непосредственное воспоминание о временах языческого обожествления природы, этот пережиток стародавнего быта сохранился только в самых дальних уголках деревенской Руси и соблюдается уже без всякого отношения к своему первобытному источнику.
Размещение на пасеке вместе с заселенными ульями пустых ульев для того, чтобы никто, кроме пасечника не знал, сколько у него ульев с пчелами. Считать пчел нельзя - переведутся.
Закапывание в землю - особенно у пчеловодов мордвы, - в виде жертв духу, покровительствующему пчеловодству, так называемому Нешке Пасу, летом первых самых лучших роев, а осенью, после подрезки меда во время так называемых молянов, кувшинов с медовой брагой.
В день Благовещения и Вербного воскресения высекают огонь и окуривают ладаном пчел на пасеке.
В Страстной Великий четверг от заутрени приносят восковую свечу, берегут ее за иконой до выставки пчел, а в день выставки ставят ее посредине пасеки, обеспечивая тем обильный медовый сбор в данном году и, оберегая пасеку "от сглаза" лихого, завистливого человека.
Если рой, внезапно вылетевший из улья, собирается улететь с пасеки, то, взяв роевню в руки и, став лицом к улетающему рою, говорят: "Рою, рою, сядь передо мною!". Иногда в этих случаях вместо слов пчеловоды трезвонят во что-нибудь металлическое (в сковороды, тазы).
При посадке роя опрыскивают его святою крещенской водой и приговаривают: "Святые и преподобные Зосима -Савватий, Матушка Пресвятая Богородица! Храните эту домовину, как зеницу ока от мора, от глада и от всякого гада". Многие обряды пчеловоды сопровождают заговорами, причитаниями. Так, на севере России их называют заклинаниями, а на юге - молитовками.
Обычаи, расцениваемые как суеверные, существуют и за рубежом, хотя, не везде к ним относятся как к суевериям. Так, в Вестфалии новобрачных приводят на пасеку, поручая их покровительству пчел. Во многих странах, когда умрет хозяин пасеки, ульи покрывают кусочками крепа, и преемник умершего произносит следующее: "Пчелы, господин ваш умер, не оставляйте меня в такую скорбную минуту", причем, пчелам обещается заботливый уход. При выставке пчел - "Идите, мои пчелы, Божьи угодницы, готовы ль вы? Ваш час пришел; идите и летите, не ленитесь; работайте густые меда, ранние, чистые рои и желтые воски Господу Богу на хвалу, миру христианскому на пользу, а мне, хозяину вашему, на прибыток".
При посадке пчел - "Пчелы роятся, пчелы плодятся, пчелы смирятся. Смотрю на восток и слышу шум и гул пчел. Беру пчелу роя - сажаю ее в улей. Не я тебя сажаю, сажают тебя белы звезды, красно солнышко, сажают тебя и укорачивают; ты, пчела, ройся! Я же (имя рек) замыкаю тебе, матка, все пути ключом, замком, бросаю ключи в океан-море под зеленый куст; в зеленом кусте сидит матка, сидит и держит 77 жал и жалит непокорных пчел. Слово мое крепко!"
У русских пчеловодов с давних времен существуют разные обычаи, которые можно отнести в разряд суеверных, с одной стороны. С другой, - в памяти народа реальные события переплетаются с вымыслом, субъективными оценками людей. Провести четкую грань между суеверием и здравым смыслом не всегда удается. Иногда поверья народные заставляют человека задуматься о причинах их появления из глубин веков, о сути явления, и человек сам приходит к своему собственному пониманию…
- Так, например, развешивание вокруг пасеки (пчельника) на кольях изгороди лошадиных и других черепов предохраняет, по мнению пасечников, от сглаза.
*** Во дни глубокой старины, когда была свежа в народе память о жертвоприношениях Даждь-Богу, считавшемуся покровителем всякого хозяйства и подателем всякого благополучия и что теперь, когда на Руси утратилось непосредственное воспоминание о временах языческого обожествления природы, этот пережиток стародавнего быта сохранился только в самых дальних уголках деревенской Руси и соблюдается уже без всякого отношения к своему первобытному источнику.
- Размещение на пасеке вместе с заселенными ульями пустых ульев для того, чтобы никто, кроме пасечника не знал, сколько у него ульев с пчелами. Считать пчел нельзя - переведутся.
- Закапывание в землю - особенно у пчеловодов мордвы, - в виде жертв духу, покровительствующему пчеловодству, так называемому Нешке Пасу, летом первых самых лучших роев, а осенью, после подрезки меда во время так называемых молянов, кувшинов с медовой брагой.
- В день Благовещения и Вербного воскресения высекают огонь и окуривают ладаном пчел на пасеке.
- В Страстной Великий четверг от заутрени приносят восковую свечу, берегут ее за иконой до выставки пчел, а в день выставки ставят ее посредине пасеки, обеспечивая тем обильный медовый сбор в данном году и, оберегая пасеку "от сглаза" лихого, завистливого человека.
- Если рой, внезапно вылетевший из улья, собирается улететь с пасеки, то, взяв роевню в руки и, став лицом к улетающему рою, говорят: "Рою, рою, сядь передо мною!". Иногда в этих случаях вместо слов пчеловоды трезвонят во что-нибудь металлическое (в сковороды, тазы).
- При посадке роя опрыскивают его святою крещенской водой и приговаривают: "Святые и преподобные Зосима -Савватий, Матушка Пресвятая Богородица! Храните эту домовину, как зеницу ока от мора, от глада и от всякого гада". Многие обряды пчеловоды сопровождают заговорами, причитаниями. Так, на севере России их называют заклинаниями, а на юге - молитовками.
Обычаи, расцениваемые как суеверные, существуют и за рубежом, хотя, не везде к ним относятся как к суевериям. Так, в Вестфалии новобрачных приводят на пасеку, поручая их покровительству пчел. Во многих странах, когда умрет хозяин пасеки, ульи покрывают кусочками крепа, и преемник умершего произносит следующее: "Пчелы, господин ваш умер, не оставляйте меня в такую скорбную минуту", причем, пчелам обещается заботливый уход. При выставке пчел - "Идите, мои пчелы, Божьи угодницы, готовы ль вы? Ваш час пришел; идите и летите, не ленитесь; работайте густые меда, ранние, чистые рои и желтые воски Господу Богу на хвалу, миру христианскому на пользу, а мне, хозяину вашему, на прибыток".
При посадке пчел - "Пчелы роятся, пчелы плодятся, пчелы смирятся. Смотрю на восток и слышу шум и гул пчел. Беру пчелу роя - сажаю ее в улей. Не я тебя сажаю, сажают тебя белы звезды, красно солнышко, сажают тебя и укорачивают; ты, пчела, ройся! Я же (имя рек) замыкаю тебе, матка, все пути ключом, замком, бросаю ключи в океан-море под зеленый куст; в зеленом кусте сидит матка, сидит и держит 77 жал и жалит непокорных пчел. Слово мое крепко!"
27030