В ноябре, когда в наших краях про погоду предпочитают помалкивать, в Испании еще вовсю светит (и греет, что немаловажно!) солнце, а на оливковых плантациях начинается сбор оливок.
Собирают оливки несколькими способами. Например, почти вручную — специальными металлическими ческами с короткими ручками. Рабочие словно «причесывают» ими ветви олив — и ягоды сыплются на расстеленную на земле сетку. Или же у сборщиков висят на груди небольшие корзинки: снимая с ветки спелые ягоды, сборщики словно доят молоко, про этот метод сбора так и говорят — «доить оливу».
Применяют для сбора оливок и различные механизмы, в частности забавные электрические грабли – они почти не портят ветки деревьев, а процесс с ними продвигается явно быстрее. Для сбора оливок пользуются и специальным трактором, у которого спереди, вместо ковша, приделана огромная клешня. Выглядит это устрашающе. Клешня захватывает дерево и начинает его трясти. Потом рабочие, чтобы сбить с веток оставшиеся ягоды, начинают молотить по ним длинными железными шестами. Честно говоря, деревья после таких процедур выглядят жалко и словно растерянно. Впрочем, их можно понять. Зато — высокая производительность.
Cобранные оливки отправляют в такую вот мельницу: огромные каменные жернова перемалывают ягоды вместе с косточками в одну пахучую маслянистую кашу. Жернова крутятся каждый вокруг своей оси, кроме того они вместе совершают большие круги вокруг неподвижного круглого каменного жернова. Чтобы удалить остатки косточек, бурую кашицу еще раз перемалывают специальными винтообразными ножами. В это время происходит очень важный процесс: из этой оливковой каши начинает течь масло — само собой, еще до того, как его начнут оттуда насильственным образом выгонять. Называют этот самотек fleure de l’huile, то есть «цветок масла» — в нем как раз и содержится все самое ценное и важное, что есть в оливковом масле. И только после этого размолотые оливки отправляют под пресс.
Это теперь, всего-то последние десять-пятнадцать лет мы уже не пугаемся слов «экстра вирджин» и «первый холодный отжим». Более того, мы только это и хотим видеть у себя на столе. А были ведь времена времена, когда эти слова не значили для обычного покупателя ровным счетом ничего, были скорее из области мифологи, по крайней мере, так же далеки от реальности. В начале 1990-х, к примеру, в нашей стране мало кто понимал, что самое настоящее, самое правильное оливковое масло должно быть горьковатое и с ощутимой «першинкой». И ещё — у него особенный запах. Оливковое масло экстра вирджин (тем более если это масло нефильтрованное) пахнет свежей травой, цветущей сливой, желтыми осенними яблоками — упругими, хрустящими.
28317