В преддверие новогодних праздников владельцы кафе, ресторанов и развлекательных клубов Перми хватаются за голову – сезонный подъем заказов на корпоративные вечерники не только ушел в минус, но и стал определенной демонстрацией тенденции к спаду данных показателей. По мнению экспертов, постоянных клиентов ресторанов и иных элитных заведений переманили более дешевые пирожковые, кафе и фастфуды. Большой прибыли, впрочем, это никому не принесет – Новый год бывает только раз в году, а позволить себе регулярное питание после завершения праздников смогут далеко не все.
Современный молодой человек в возрасте от 18 до 24 лет в 70,9% случаях предпочитает проводить досуг в ресторанах, кофейнях и фастфудах, таковы результаты опроса, проведенного в июле этого года исследовательским холдингом «Ромир». Согласно данным исследования, на территории Урала общий процент любителей проводить время вне дома несколько меньше – 33,5%, впрочем, июльские данные, как выясняется, серьезно устарели. Причиной тому стал уже порядком набивший всем и каждому оскомину глобальный экономический кризис. «Экономия и оптимизация – вот лучшая стратегия», – заверяет губернатор Пермского края Олег Чиркунов, упрекая современное общество в потребительском сознании.
«Общество потребления изжило себя. Сам финансовый кризис явился результатом того, что общество стало потреблять больше, чем производить», – аргументирует свою позицию губернатор, и пермяки вынуждены с ним согласиться. Экономя и оптимизируя.
Экономии в первую очередь подверглись корпоративные вечеринки, зачастую являющиеся значимой затратой для малого и среднего бизнеса. Так, например, еще летом средняя смета корпоративного праздника составляла 60-70 тысяч рублей. В преддверии Нового года вкусы заказчиков несколько изменились.
«Сейчас спад заказов на корпоративные вечера в ресторанах и кафе – почти 70%. Ситуация в Пермском крае и во всей России такая, что люди предпочитают держать деньги в карманах, – говорит заместитель генерального директора ООО «Быстрое питание» Максим Третьяков. – Сокращения, увольнения, убытки компаний – все это приводит к спаду посещения. Корпоративы у нас сейчас проводят крупные финансовые учреждения: банки, администрация Перми, департамент планирования и развития территорий».
Топ-менеджер ООО «Быстрое питание», развивающего 28 заведений общественного питания, начиная с элитных ресторанов вроде «Татищева» и заканчивая пирожковыми и кафе самообслуживания, отмечает, что наиболее популярным в условиях кризиса стало именно дешевое времяпрепровождение. «В пирожковых и дешевых кафешках сейчас отмечен даже некоторый рост заказов на проведение корпоративов, но особой погоды это не делает, – считает Максим Третьяков. – После Нового года всем заведениям будет плохо».
Начали экономить и креативные агентства Перми, как водится в подобных случаях – на качестве. Так, например, креативное агентство «Майский жук» официально предлагает своим клиентам «кризисный вариант празднования» – мероприятия стоимостью от 50 тысяч рублей, не включая аренду площадки, праздничный стол и подарки. «Сокращение сметы сказывается на качестве: заказывают менее известные коллективы, «шаблонных» или начинающих ведущих, более простое техническое обеспечение и недорогие кафе, – говорит директор арт-группы «GoroD» Алексей Гордеев. – Есть у нас и малобюджетные программы по 15-20 тысяч рублей».
В настоящих условиях сокращение расходов компаний на развлекательные мероприятия руководитель PR-службы Корпорации «Перспектива» Юлия Конева называет вполне обоснованным. «В «Перспективе» есть хорошая традиция ежегодно проводить итоговое собрание с подведением результатов работы за предыдущий год и поздравлением лучших сотрудников компании. Исходя из ситуации, мы также оптимизируем затраты и планируем объединить два события в общий корпоративный праздник, который будет проведен в начале 2009 года в РЦ Wonderhall», – говорит г-жа Конева.
«На рынке новогодних мероприятий в декабре заметен спад, по моим оценкам – до 50%. Это касается как очень крупных компаний, так и среднего и малого бизнеса, – говорит коммерческий директор event&show-центра Wonderhall Сергей Калмыков. – Некоторые клиенты приняли решение бюджеты корпоративных мероприятий направить на дополнительные выплаты работникам вследствие ожиданий, что январь-февраль будут еще тяжелее, либо пытаются организовать новогоднее мероприятие своими силами».
По сведениям г-на Калмыкова, даже в успешных пермских заведениях, где традиционно проводятся корпоративы, количество новогодних мероприятий снизилось по сравнению с декабрем 2007 года с 20 до одного-двух за месяц. Это можно наблюдать и по полупустым клубам и ресторанам, и по огромному количеству высвобожденного персонала.
В Wonderhall в декабре 2008 года организовано порядка 40 корпоративных мероприятий и около 10 крупных публичных мероприятий. Компании сейчас находятся в условиях ограниченности финансового ресурса. «Мы ожидали эту ситуацию и сделали эксклюзивное предложение для пермского рынка: проведение нескольких корпоративных мероприятий в одном зале одновременно», – отмечает Сергей Калмыков. Так, например, на четвертом и пятом этажах Wonderhall при вместимости до 550 человек мы принимаем до 20 компаний одновременно. Это предложение позволило существенно сократить затраты каждой компании на организацию и проведение новогоднего праздника.
Сказалась экономия и на более мелких агентствах и частных предпринимателях, выполняющих в Новый год торжественную миссию одаривания в красно-бородатых костюмах. «Очень много заказов отменилось в связи с кризисом, в основном на централизованные елки, плюс к этому каждым годом цены на подобные услуги растут, – говорит известный поэт, композитор и блюзовый исполнитель Дмитрий Михеенко, на период Нового года ставший Дедом Морозом. – На квартирных заказах все пока остается по-прежнему, ведь стоимость посещения Дедом Морозом частной квартиры не столь высока, а ребенку позволяет сохранять веру в добро и светлое будущее».
Напоследок снова вернемся к статистике. В начале декабря социологическое агентство «СВОИ» провело опрос на тему предпочтений пермяков при выборе места новогодних праздников. Наибольшее количество респондентов считает Новый год семейным праздником, поэтому планирует отмечать его дома, в кругу своих родных (84,1%). Несколько чаще так собираются поступить мужчины (85,5%), а также все представители старшего поколения (100,0%). Почти 60% горожан планируют отмечать Новый год в кругу друзей. Собраться большой компанией планируют чаще мужчины (62,8%) и молодежь (62,7%).
Наконец, менее пятой части горожан (17,3%) собираются на Новый год выбраться в клуб или ресторан и лишь 6,8% жителей нашего города отпразднуют Новый год с коллегами по работе. Таким образом, перед десятидневным отпуском пострадала не только увеселительная статья бюджета пермяков, но и тот самый пункт расходов частных компаний. Как это скажется на начале рабочего января, пока неясно. Впрочем, в условиях финансового кризиса каждый день, поговаривают, может стать началом конца, а потому и предсказывать никто ничего не берется. Была бы только вера в лучшее.
25073