Великобритания
История распространения кофе в Великобритании отличается от того, как это происходило в странах континентальной Европы и в Северной Америке. Во-первых, эпоха популярности кофейных домов здесь была кратковременной. Во-вторых, быстро укоренилась традиция пить кофе в домашней обстановке. Исходя из имеющихся свидетельств, большинство англичан, по-видимому считали процесс поджаривания, помола и приготовления кофе слишком сложным и запутанным. Гораздо проще и приятнее было запивать кипятком сушеные листья чайного куста. Тем не менее Великобритания стала одной из первых стран, приступивших к импорту кофе.
В дневнике Джона Эвелина сохранилась запись 1637 г. о том, как турецкий беженец доставил кофе в Оксфорд. Приготовляемый из него напиток стал сразу популярным как среди студентов, так и среди преподавателей, которые вскоре обнаружили, что он стимулирует умственные способности и позволяет продолжать занятия в ночное время. В Оксфорде открылся клуб любителей кофе, который позднее преобразовался в Королевское общество. Примерно в 1650 г. еврей по имени Джекоб основал первый кофейный дом, названный «Энджелом». Еще одно такое заведение вскоре открылось в Лондоне, в Корнхилле, его владельцем был грек Паскуа Розе.
В Великобритании, как и в других странах, новый напиток имел своих приверженцев и противников. Один из летописцев XVII в. писал, что его делают из «жареных старых корок и обрезков кожи, перемолотых в порошок», другой считал его «сиропом из сажи и вытяжкой из старых ботинок». Известный политик, реформатор и экономист Уильям Коббет (1762—1835) был одним из немногих представителей своего класса, которые считали кофе «жидкой грязью».
Кофейные дома завоевывают признание
Тем не менее к 1660 г. лондонцы с удовольствием посещали кофейные дома, которые сохраняли популярность на протяжении последующих пятидесяти лет. Даже мировые катастрофы, такие, как эпидемия чумы (1665) и большой пожар (1666), не смогли воспрепятствовать посещению кофеен горожанами. Эти заведения оказались жизненно необходимыми деловым людям — там встречались торговые партнеры, совершались сделки, подписывались контракты и происходил обмен информацией. Именно в них родились такие столпы современной экономики, как торговая биржа, страховые компании «Ллойд» и «Балтийская». Здесь собирались художники, поэты, писатели, юристы, политики, философы и мудрецы, у каждого из которых было свое излюбленное место. В дневнике Самюэля Пеписа (1633— 1703) можно найти многочисленные упоминания о посещении разных кофеен Лондона.
В некоторых заведениях существовала входная плата в один пенс, однако посетителям позволялось обсуждать все, что они пожелают. Это явление было известно под названием «пенсового университета», и такие кофейные дома были центрами политического и литературного влияния. В кофейнях рождались и распространялись слухи и сплетни, о чем можно найти упоминание в «Ныосманжерс Холл», где это описывается в иронической форме. Здесь можно было узнать все начиная с политических новостей в разных странах мира и до новинок моды, современных диет и сведений о жизни знаменитых личностей.
Запрет на употребление кофе
В 1675 г. во избежание общественных беспорядков Карл II издал указ о закрытии кофейных домов. Его поддержали женщины Лондона — они написали прошение, в котором изложили свои воззрения на чрезмерное употребление иссушающего и ослабляющего «ликера». Утверждая, что этот напиток делает мужчин сексуально несостоятельными, дамы, которым не позволялось посещать публичные заведения, жаловались королю, что их мужья проводят почти все время в кофейнях, где тратят семейный бюджет. Они утверждали, что «целая нация находится на грани вымирания». Джентльмены незамедлительно ответили женщинам, что они стали проводить меньше времени на супружеском ложе не из-за кофе, а из-за их злых языков.
Несмотря на поддержку женс<ой части населения, запрет на кофе продержался совсем недолго. После многочисленных активных выступлений и петиций со стороны купцов и лавочников кофейные дома были вновь открыты — «при условии, что владельцы не будут допускать чтения каких бы то ни было скандальных статей, книг и клеветнических пасквилей, а также будут препятствовать распространению вымышленных и скандальных выступлений против правительства».
Так как такие предписания были, очевидно, абсурдными, их вскоре упразднили. С тех пор кофейные дома больше никогда не испытывали гонений.
Одновременно с ростом популярности кофе как напитка росло и крепло движение сторонников умеренного образа жизни. Под его влиянием рабочие, докеры и другие представители наемного труда постепенно прекращали посещать пивные, отдавая предпочтение кофейням. Теперь в них можно было встретить выходцев из всех слоев населения, и в некоторых кофейных домах ощущалось беспокойство о том, смогут ли они мирно ужиться. Для предотвращения столкновений на стенах заведений стали вывешивать правила поведения (см. текст в рамке).
Снижение популярности кофе
К началу XVIII столетия, несмотря на всевозможные правила поведения в кофейных домах, атмосфера в них претерпела существенные изменения. Во многих заведениях, чтобы привлечь больше посетителей, стали подавать алкогольные напитки. В ответ на это интеллигенция стала посещать только специально образованные литературные клубы, а зажиточные и влиятельные джентльмены в целях безопасности — закрытые клубы для избранных, расположенные в Пэл-Мэл и Сент-Джеймс. Коммерсанты и финансисты пришли к выводу, что удобнее работать в предназначенных для этого конторах или других помещениях, которые принадлежат профессиональным ассоциациям и обществам. Еще одним фактором снижения популярности кофейных домов стало широкое распространение во второй половине XVIII в. книжных магазинов и библиотек. Если раньше газеты и публикации можно было найти только в кофейнях, то теперь библиотеки предоставляли возможность читать не только отечественную литературу всех разновидностей, но и иностранную периодику. Посетители, ранее с удовольствием читавшие газеты в залах кофейных домов, теперь предпочитали это делать где придется.
Несмотря на то что представители высшего общества и среднего класса привыкли пить кофе, все более популярным становился чай. Появлялись заведения нового типа, где стали подавать другие безалкогольные напитки и пищу. К концу XVIII в. в Великобритании кофе пить почти перестали. На него вновь обратили внимание лишь во второй половине XX столетия.
Правила поведения в кофейном доме
«Посещать кофейный дом может любой член общества независимо от профессии; все посетители должны находиться в одном зале, занимая свободные места в порядке очередности; никто не имеет никаких преимуществ, чтобы занимать лучшие места; разрешается спорить и вести разнообразные беседы, соблюдая тишину, так как громкие разговоры нравятся не всем; не затрагивайте личные секреты собеседников...»
Северная Америка
Вполне вероятно, что голландские колонисты давно завезли кофе в Новый Амстердам, переименованный в 1664 г. в Нью-Йорк. Однако первые достоверные сведения, свидетельствующие о проникновении этого продукта в Северную Америку, датированы 1668 г. Спустя два года в Бостоне была выдана лицензия на право торговли кофе на имя Дороти Джонс, и вскоре во всех колониях на восточном побережье Атлантики стали появляться кофейные дома.
В те времена обслуживание кофейного дома рассматривали как женскую работу, хотя благородные дамы никогда не были истинными владельцами заведений. В отличие от Европы, в Америке время, проведенное в стенах кофеен, считалось бесцельно потерянным. В этих заведениях не было европейской клубной атмосферы, они больше напоминали таверны и харчевни, в которых могли снимать комнаты солдаты и путешественники. В них было всегда мало посетителей, которые часто хулиганили и буянили. Одним из наиболее известных кофейных домов был «Грин Дрэгон» в Бостоне, где собирались революционно настроенные колонисты. В этом смысле он мало отличался от кофейных заведений Старого Света.
Бостонская чайная партия
В ответ на сильное увеличение торговых пошлин на чай колонисты образовали в 1773 г. Бостонскую чайную партию. Она провозгласила кофе американским национальным напитком. Вследствие этой политики кофейные дома открылись во многих городах, некоторые из них вошли в историю США, так как в них принимались политически важные решения. Купеческий кофейный дом в Нью-Йорке был ареной бесконечных политических споров, местом, где выдвигались всевозможные стратегические планы. С ним соперничал знаменитый «Тонтин», которым владели на паях 150 нью-йоркских бизнесменов. Он служил сырьевой и товарной биржей, банкетным залом, а также конторой, где регистрировали прибывающие и отплывающие суда.
Как и их европейские аналоги, американские кофейные дома в конце концов превратились в деловые объединения и ассоциации, мужские клубы, банки и торговые биржи. Часть из них преобразовались в таверны, отели и рестораны.
Несмотря на то что кофейные дома в Америке не смогли долго просуществовать, кофе как напиток приобрел всеобщую популярность. Этому, несомненно, способствовал приток европейских переселенцев. Расширение рынка кофе произошло и в результате присоединения таких больших по площади территорий, как Флорида, и франкоговорящих провинций, расположенных в долине Миссисипи.
Кофе помогал поддерживать боевой дух колонистов, отправлявшихся покорять западные части Америки. Его стали пить даже коренные жители континента. Существуют легенды, согласно которым часть земель переселенцы выменяли у индейцев на инструменты, ружья и мешки яванского кофе.
В рационе солдат, сражавшихся во время Мексиканской и Гражданской войн, кофе составлял важную часть. Им нравился этот «горячий черный крепкий напиток, который заставляет без устали шагать». Он ценился очень высоко, и воины всегда старались убедиться, что его разделили поровну Для этого одинаковые по высоте холмики кофе насыпали на коврик, и сержант, повернувшись спиной к солдатам, выкликал их имена в произвольном порядке.
К середине XIX в. кофе прочно вошел в жизнь американцев. Тогда они потребляли 3,5 кг зерен на душу населения в год, тогда как европейцы — всего 600 г. Кофе пили разные слои населения, как в городах, так и в сельской местности. Он действительно стал национальным напитком американцев.
26192