Как ни парадоксально, но органическое сельское хозяйство возникло благодаря агрессивному внедрению химических технологий в агрокультуру первой половины прошлого века. Методы, казавшиеся прогрессивными в начале века, спустя несколько десятилетий оказались несостоятельными, а порой и опасными.
25 000 тонн пестицидов, ежегодно распыляемых на полях только одной Великобритании, невыносимые условия, в которых содержатся птицы и животные, и, наконец, беспрецедентное загрязнение воздуха, воды и почвы – вот лицо современного сельского хозяйства.
Одной из законодательниц мод на органическое производство сельскохозяйственной продукции стала Англия. Неслучайно поэтому, что и сам термин «органическое сельское хозяйство» был введен в 1940 г. англичанином Нортбурном, бароном и политическим деятелем. За свою относительно короткую историю этот новый тип хозяйствования уже многого добился и продолжает завоевывать все больше и больше приверженцев.
Да будет органическое сельское хозяйство!
А началась эта история в первой половине XX века с открытия двигателя внутреннего сгорания, что привело к широкому применению сельскохозяйственной техники, и продолжилась с особым размахом после Второй мировой войны. Перебои с продовольствием в военное время, приведшие к продаже продуктов по карточкам, поставили перед сельским хозяйством только одну задачу: производить как можно больше продуктов питания. Это задача была выполнена в последующие 40 лет за счет модернизации производства, освоения новых земель и применения химических веществ во время профилактики и лечения растений и животных. Сногсшибательные показатели производительности укрепили веру людей в интенсивные способы ведения сельского хозяйства с применением химии.
Как это ни парадоксально, но технологии, создававшиеся для военных целей, вдруг оказались полезными и для земледелия, а достижения биохимической и инженерной промышленности на рассвете прошлого века вынесли окончательный вердикт в пользу нового неорганического сельского хозяйства.
Популярность тракторов, посевы гибридных семян и использование азотных удобрений открыли эру современного сельского хозяйства. Больше всего возмущений пришлось на массовое использование техники. Если в 10-х гг. прошлого века в США было около 600 тракторов, то к 1950 г. их число перевалило за 3 млн. В 1920-е гг. в Англии возникли протесты против новых тенденций в производстве сельскохозяйственной продукции. Одним из первых, кто стал описывать и пропагандировать методы органического хозяйства, был английский ботаник Альберт Говард, который долгое время провел в Индии в качестве консультанта по вопросам сельского хозяйства. Исследуя тамошние способы земледелия, он пришел к выводу, что они лучше предлагаемых официальной сельскохозяйственной наукой. За передовые идеи и предложения по улучшению аграрного производства он заслужил титул отца современного органического сельского хозяйства.
Философия, концлагерь и Ассоциация почвы
Следующим адептом органического хозяйства стал Рудольф Штайнер, мыслитель, в философии которого сельское хозяйство играло весьма важную роль. В 1924 г. он выступил с циклом лекций, в которых, в частности, говорил о зависимости здоровья животных от здоровья растений, а благополучие последних напрямую связывал с состоянием почвы. Лекции позже были переведены на английский язык и опубликованы, став первым письменным памятником в истории органического, по словам автора – биодинамического, хозяйствования. Последователи Штайнера объединились в «пробный кружок», который был запрещен с приходом к власти Гитлера. Однако и верхушка нацисткой Германии проявляла недюжий интерес к органическому производству. На базе СС был даже создан специальный орган, занимавшийся вопросами продовольственного снабжения. За его деятельность отвечал лично Гиммлер, шеф СС и один из основателей органического хозяйства в концлагере Дахау.
В 1939 г. уже в Англии Ив Бэлфор, фермер и первопроходец в экологическом сельском хозяйстве, впервые провела научное сравнение органического и нового сельского хозяйства. Ее книга «Живая почва» сыграла решающую роль в создании международной организации по защите органического хозяйства – Ассоциации почвы. Тем временем в Японии Масанобу Фукуока, специалист в области исследования почвы и болезней растений, подверг критике сформировавшиеся к тому времени устои сельского хозяйства, оставил научную деятельность и посвятил остаток своей жизни разработке способа выращивания злаковых с нулевой обработкой почвы; позже данный метод получил его имя.
А что дальше?
Послевоенный период окончательно определил облик современного сельского хозяйства. Во-первых, широким применением нитрата аммония – удобрения, которое во время войны использовали при создании бомб и ставшего самым дешевым и чуть ли не единственным источником азота, так необходимого растениям для вырабатывания белка. Во-вторых, использованием ДДТ – первого современного пестицида, служившего в военное время мощным оружием против переносчиков инфекционных болезней, а позже для борьбы с вредными насекомыми.
Вместе с тем активная механизация сельского хозяйства позволила обычному фермеру обрабатывать больше земли. Количество стало опережать качество. В 1944 г. в Мексике при финансовой поддержке частных лиц США началась кампания под названием «Зеленая революция», цель которой состояла в создании гибридных растений, усилении контроля над использованием химических веществ, применении крупномасштабного орошения и полной механизации сельского хозяйства во всем мире.
В 1962 г. ученый-биолог и писательница Рейчел Карсон пишет книгу о вреде ДДТ и других пестицидов на окружающую среду. Книга моментально становится бестселлером во многих странах. Идеи автора оказались столь действенными, что, как полагают, сыграли решающую роль в запрете правительством США ДДТ и в создании международного движения по защите окружающей среды. Десять лет спустя с целью обмена информацией о принципах и способах экологически безопасного сельского хозяйства во Франции была основана Международная федерация движений в защиту органического сельского хозяйства.
Будучи сначала горячей темой дискуссий, идея органического сельского хозяйства набирала силы, чтобы затем начать постепенно реализоваться в жизни. Главные положения уже были сформулированы, методы полностью готовы. Ничего не помешало активистам нового сельского хозяйства выступить с конкретными предложениями по улучшению производства.
В 1980-е гг. небольшие общественные организации вместе с производителями и потребителями сельскохозяйственной продукции выступают с требованием жесткой регуляции и сертификации сектора сельского хозяйства. Введенные в 1990-е гг. стандарты качества и разработка концепции контроля качества продукции были первым ответом многих правительств на эти требования.
Хиппи на ферме
Между тем первые ростки органического земледелия возникли еще во времена хиппи. Тогда идеи «детей цветов» о мире и гармонии идеально сочетались с практикой выращивания и потребления экологических продуктов. В 1971 г. хиппи во главе с писателем Стивеном Гаскином создали первое хозяйство под названием «Ферма», в котором было все, от магазинов, где продавались экопродукты, до кладбищ, где, собственно говоря, и покоились потребители этих продуктов. На «Ферме» производились главным образом соесодержащие продукты, а все ее обитатели без исключения были убежденными вегетарианцами. «Ферма», к слову сказать, до сих пор существует, вот только заведует ею жена легендарного основателя и волнуют ее больше всего проблемы родов в домашних условиях, а сам мистер Гаскин с головой ушел в политику.
Другим «хипповым» хозяйством стала ферма The Cascadian Farm. Название пошло от Северной Каскады, что в 75 милях от Сиэтла, в которой обосновался хиппи и гуманитарий по совместительству Джин Кан, мечтавший об отшельничестве. Предприятие было сначала убыточным из-за нехватки знаний Кана в области сельского хозяйства. Однако спустя несколько лет ситуация изменилась. С одной стороны, он приобрел необходимые навыки и умения, а с другой – переключился на переработку, фасовку и продажу биопродукции в магазинах, что оказалось доходнее ее производства. Кан работал уже со многими поставщиками. Понятие «органичность продуктов» требовало прояснения, и он решил участвовать в разработке стандартов для экопродукции. Некоторое время спустя он вошел в состав комиссии, которая готовила законопроект о производстве натуральных продуктов, одобренный и принятый конгрессом США в 1990 г. Так попытки свободолюбивых хиппи легли в основу современного бизнеса, специализирующегося на производстве натуральных продуктов.
И хочется, и колется
Что же касается первых лет нашего тысячелетия, то органическое сельское хозяйство продолжает стоять на глиняных ногах, все еще уступая тому типу хозяйствования, в котором применяются достижения химии и генной инженерии. Данные, например, только по странам Евросоюза говорят лишь о 5% процентах земель, на которых сегодня практикуется органическое сельское хозяйство. Это цифра очень условна. Процент «органических» производителей варьируется в каждой стране. С каждым годом он либо незначительно увеличивается, либо падает. Стабильного роста пока нет. Причин такого положения несколько. Это и немногочисленность лагеря тех, кто радеет за производство экологически чистых продуктов; в основном независимые производители и обычные потребители. Аграрный бизнес в целом проявляет нерешительность, а часто и открытое нежелание отказаться от вредных, но продуктивных способов производства. Другая причина кроется в том, что подавляющее большинство исследований посвящено использованию химикатов, а не разработке принципов органического сельского хозяйства и их пропагандированию среди крупных аграрных компаний.
Нам же сегодня остается только наблюдать за тем, какой будет история экологического сельского хозяйства – долгой или краткой и как быстро мы накроем стол, который некогда радовал наших предков.
www.eda-life.ru
24363