Австралийские вина – весьма хороши и успешно теснят сейчас на мировом рынке вина из других стран. Но спроси о классном вине нашего типичного покупателя – и он, скорее, назовёт Францию или Италию. Между тем, именно в Австралии родилась любопытная винная новация: робот-сомелье.
Затея по созданию электронного сомелье кажется очень самонадеянной. Ведь живой "аналог" – мастер, подлинный знаток своего дела, ценится в уважающем себя ресторане на вес золота и "выращивается" годами. Куда там бездушной железяке до человека. И всё же, идея австралийцев оказалась не такой уж нелепой.
Потребление
вин в мире растёт. А количество людей, хорошо осведомлённых в винах и способных дать умный совет – отстаёт от запросов если не дорогих ресторанов (те уж всегда найдут специалиста на хорошую ставку), то, по меньшей мере, больших магазинов, торгующих вином.
В универсамах с крупными винными отделами, магазинах Duty Free, больших винных складах и компаниях-дилерах, винных бутиках – небольшой "киоск" с чувствительным к прикосновению экраном, "разбирающийся" чуть ли не во всех винах планеты – может оказать неоценимую услугу, не только покупателям, но даже – персоналу.
Называется электронный сомелье, как и компания его создавшая, Wine Expert.
Основатель фирмы — Денис Коллахан (Denis Callahan) — проработал несколько десятилетий в гостиничном и ресторанном бизнесе, магазинах дорогих вин и крупных хранилищах вина.
В переводе в недра компьютера знаний не только самого Коллахана, но множества сомелье и экспертов по винам Денису помогала его жена Линди Коллахан (Lindy Callahan) — профессионал в информационных технологиях.
Создание первого опытного образца Wine Expert заняло у супругов три с лишним года и потребовало серии испытаний в нескольких странах.
"Когда мы изучили, как люди выбирают вино при покупке, мы нашли, что чаще всего они смотрят: сорт винограда, область (провинцию), где родилось это вино, и, конечно, оценивают вино по известности марки и наличию наград на этикетке, — сообщил Коллахан.
— Wine Expert угождает этим людям, то есть — 90% пьющего вино населения. Из оставшихся десяти процентов 5% считают себя экспертами и, таким образом, не будут слушать вообще никого, и 5% руководствуются лишь одной ценой бутылки".
Эти 90% хотят знать о винах больше. Робот-сомелье удовлетворяет этот голод. "Мы попробовали демистифицировать винный мир", — добавил руководитель фирмы.
Мы же скажем, что возможности киоска Wine Expert весьма велики.
Нажимая на пункты меню, клиенты могут искать вино шестью основными способами: по типу (красное, белое, игристое, креплёное и прочее), по сорту винограда, по названию вина, по стране и даже конкретной области, где наливались солнцем виноградные гроздья, по диапазону цен и по блюдам, к которым подошло бы искомое вино.
Через ряд последовательных шагов киоск не только поможет остановиться на конкретном вине, но нарисует схему магазина (склада) и покажет ряд и полку, где стоит эта бутылка.
Wine Expert подробно опишет покупателю вкус выбранного вина. И он же, "в свободное от работы время", то есть – когда к нему никто не обращается за советом — может показывать на своём экране рекламу вин.
А ещё в Wine Expert встроен сканер штрихкодов. Поднеся к роботу взятую с полки бутылку, можно узнать все подробности об этом вине, включая рекомендации по сочетанию с блюдами и различные рецепты.
Более того, всю информацию о выбранном вине можно тут же распечатать или послать самому себе домой на e-mail.
А ещё киоск позволяет покупателю подписаться на новости компании (магазина, ресторана). Например, электронный сомелье вышлет по электронной почте сообщение о рекламной дегустации или скидках, о появлении на складе нового сорта вина и так далее.
Взаимодействуя с электроникой на складе, киоск сам обновляет свои данные о наличии вин. И, конечно, персонал в любой момент может вносить поправки в базу данных Wine Expert.
Но робот сделан достаточно умным, чтобы он мог сам "поучать" служащих.
Да, сомелье-виртуозу он, вероятно, не сообщит ничего нового. В то же время авторы машины отмечают: очень во многих местах служащие, имеющее прямое отношение к продаже вин, понимают в них не больше рядовых покупателей и потому занимаются лишь пополнением полок и учётом товара.
А советы клиентам ресторанов нередко дают молодые официанты — в силу своего разумения и руководствуясь подсказками карты вин. Это не сравнится с работой профессиональных сомелье.
Раз их не хватает, электроника восполнит этот пробел. В машине есть режим обучения персонала: служащие магазина или ресторана могут включать его в любой момент (когда выдаётся свободная минутка), повышая свою квалификацию и, тем самым, также способствуя росту продаж дорогого вина.
Спрос на самого робота-сомелье вышел далеко за пределы его родины (где он даже не успел толком распространиться).
Вдохновлённые таким успешным стартом, супруги Коллахан намерены ещё больше обогатить своё детище. Сейчас они приспосабливают технологию Wine Expert специально под рынок Японии – заполняя электронные мозги робота базой данных о рисовых винах.
23789