Несмотря на противоречивые воззрения медиков, кофе прочно вошел в быт и повседневную жизнь европейцев. Начиная с первой половины XVII в. его пили повсюду. Тем не менее информация о том, когда, как и кем кофе продавался и потреблялся, известна лишь с 1650 г.
Получалось так, что те, кто выращивал кофе, вовсе не всегда его продавали. Это делали купцы, аристократы или знаменитые путешественников. В «Истории кофе» Шапиро писал, что «на улицах городов Европы бродили бесчисленные торговцы, несущие на спинах свой товар — кофейники, подносы, чашки, ложки и сахар. Этих проповедников кофе, окутанных его ароматом, можно было встретить и на Востоке, и на Западе».
Сначала новый напиток испытывал гонения со стороны католической церкви Фанатики веры объявили, что кофе — это распространенный у мусульман дьявольский заменитель освященного Христом вина. Лишь в XVI в. Папа Римский Климент VIII положил конец прениям, начав приобретать кофе для себя и объявив его истинно христианским питьем. Как только слово Папы разлетелось по Европе, уже ничто не могло сдержать распространение кофе по Европе.
Изменения в общественной жизни и зарождение кофейных домов
Причины широкого распространения и большой популярности кофе как напитка более сложные, чем их пытались представлять раньше. Конечно, они объясняются не только одобрительным отношением к нему Папы Римского, В трактате «Лекарства и наркотики в истории» Портер и Тейч предположили, что кофе появился в Европе в нужное время. В период с XVII по XIX в. на континенте происходили глубокие социальные и культурные изменения. Изменялось и настроение умов. Кофе явился вехой таких перемен — люди восприняли новшество, потому что были готовы к нему.
Во-первых, раньше вся жизнь горожан-европейцев протекала в кругу семьи, затем они стали проводить часть времени вне стен собственного дома. Возникла потребность в организации публичных мест, где люди могли бы собираться и отдыхать. Похожие изменения произошли и в жизни аристократии.
Когда культурная жизнь при королевских дворах постепенно затихла, появилась потребность в новых формах активности.
Во-вторых, в Европе это было время прогрессивных идей. Во Франции возникла эпоха Просвещения, несколько позднее в Италии развернулось движение за гражданские права — Рисорджименто.
(Однако при ретроспективном взгляде на историю этого времени следует обратить внимание на то, что в этот же период многие тысячи рабов трудились на плантациях Бразилии и Нидерландской Вест-Индии.) Публичные собрания, где произносятся речи и принимаются декларации и резолюции, еще не вошли в социальную жизнь.
Местами, где люди могли собираться и обсуждать интересовавшие их проблемы, отдушинами, через которые изливалось общественное мнение, стали кофейные дома, или кофейни.
В-третьих, параллельно с такими изменениями в это время крепло негативное отношение к вину и пиву из-за неприятных последствий их употребления. Кофе рассматривали как их заменитель, так как он облегчал общение людей, не вызывая отравления.
В Европе, как и в Турции, кофейни посещали представители всех слоев общества: политики, общественные деятели, торговцы, творческие личности и обычные горожане. В это время сложились новые формы социальных отношений.
Купцы, раньше обсуждавшие свои сделки в пивных, стали это делать в кофейнях. Так же стали поступать и появившиеся в то время первые страховые и финансовые общества. Кофейные дома превратились в места встреч художников и писателей, обычно работавших поодиночке. Они получили возможность встречаться с собратьями по творчеству и наблюдать за обычными людьми.
Когда появились первые кофейни, средств коммуникации и информации — газет, телефонов, адресных справочников и карт городских улиц — еще не существовало. В таких условиях владелец заведения или старший официант выполнял роль судьи, дипломата, свата и посредника в передаче сообщений на общественных началах.
Джордж Майк в «Кофейных домах Европы» пишет: «С ним (старшим официантом) можно поделиться секретом, и он всегда поймет, когда вы этого делать не хотите. Он всегда одолжит денег и обманет назойливого кредитора, сохранит и передаст вам письма, особенно те, которые не должны попасться на глаза жене. Совсем не обязательно знать, где вы живете, гораздо важнее знать, какой кофейный дом вы посещаете».
Налоги и пошлины
Рассматривая потенциальные доходы от возросшего потребления тех или иных товаров, правительства европейских стран предприняли попытки ввести новое налогообложение вместо практиковавшегося ранее запрета на них.
Английское правительство в 1663 г. разрешило открыть кофейные дома и обложило данью продававшийся
кофе. Но даже при таком положении дел кофе по сравнению с алкогольными напитками оставался дешевым, а торговля им — выгодной. В кофейни потянулись бывшие завсегдатаи пивных.
Это оказалось выгодным и правительству, и владельцам новых заведений. Увеличение налогов могло привести к изменению ситуации, и постепенно их размер был снижен. Это снижение осуществлялось по прогрессивной схеме — каждое уменьшение ставки налога происходило при сильном увеличении размера потребления кофе.
Совершенно противоположную позицию занял Фридрих Великий Прусский. Он поддерживал производителей ячменя и пивоваров, запрещая народным массам употреблять кофе и стимулируя их пить традиционное пиво.
26302