33 года назад во всех советских столовых по четвергам стали подавать блюда из рыбы
Немного истории
Официальная дата появления Всесоюзного рыбного дня - 26 октября 1976 года. Но на самом деле история эта еще более давняя. В сентябре 1932 года нарком по снабжению Анастас Микоян подписал постановление «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания».
Причиной появления документа стал все острее ощущавшийся в СССР дефицит мяса. Чтобы народ не голодал, в приказном порядке было велено хотя бы раз в неделю подкреплять стол снедью, добытой в морях и реках.
Великая Отечественная война не дала как следует закрепиться микояновской инициативе - в скудные фронтовые годы даже раз в неделю кормить людей рыбой не удавалось. А после победы постановление формально не отменяли, однако и выполнять его никто не стремился.
Между тем с мясопродуктами в стране сохранялась напряженка - поэтому об идее Анастаса Ивановича снова вспомнили. 26 октября 1976 года в Советском Союзе появился уже забытый всеми Всесоюзный рыбный день, для которого выбрали четверг.
Магия четверга
Почему рыбный день ввели именно по четвергам? Логика очень проста. Основная масса посетителей общепитовских заведений - работяги с заводов и фабрик, для которых замена мясного рациона постными рыбными блюдами была отнюдь не поводом для восторга.
Между тем недовольство рабочих тотчас сказывалось на производительности труда. Вот и выбрали четверг, считавшийся самым спокойным днем на неделе. Впереди-то уже маячат выходные, а пятница «по умолчанию» считалась в СССР полурабочей: значительная доля «гегемонов» начинала отмечать предстоящий уик-энд заранее.
Актуальность введения рыбного дня стали активно продвигать в массы. Газеты, журналы, телевидение и радио вовсю расхваливали преимущества морепродуктов: вкусно, питательно, а главное, в них содержится множество полезных веществ.
Регулярно публиковались тематические подборки с рецептами различных блюд из даров морей и рек. Однако на практике все получалось совсем не так гладко. Столовым спускали план: с учетом специфического четверга реализовать определенное количество рыбы, но посетители неохотно покупали непопулярные, да и известно как приготовленные общепитовские рыбные блюда.
Канул в Лету
"Рыбный день" просуществовал немногим более 10 лет и как-то незаметно растворился среди тотального дефицита продуктов, охватившего страну на рубеже 80-90-х годов.
По проведенному «БК» опросу, в благовещенских столовых о рыбном дне давно позабыли.
- У нас каждый день в меню есть или жареная рыба, или рыбная котлета, или рыба в сухарях, - сообщили нам по телефону работники столовой ИПК «Приамурье». - Но единого рыбного дня нет. Да и не нужен он, иначе не будет у посетителей выбора, а у нас - ассортимента. К тому же многие люди рыбе предпочитают мясные блюда.
Заведующая столовой электроаппаратного завода Вера Апальковская вспомнила и о втором «рыбном дне» - вторнике:
- «Рыбные дни» ввели тогда из соображений экономии мясных продуктов, которых не хватало, - рассказывает Вера Владимировна. - Но с перестройкой все это отменилось. И, я считаю, правильно. В меню должно быть разнообразие. Люди знают о пользе рыбы и стабильно берут у нас рыбные блюда. Их у нас примерно 25% от общего ассортимента вторых блюд.
Дань моде или необходимость?
Да, забыли мы о «рыбном дне», а зря! Потому что в архивах медицинских трудов послевоенного периода можно обнаружить еще одну версию возникновения «рыбного дня»: он был придуман как ответ отечественных «здравоохранителей» на острую нехватку йода у населения.
Еще в конце 40-х годов прошлого века были проведены различные исследования, в ходе которых была установлена четкая зависимость между содержанием йода в почве и воде региона и распространенностью заболеваний щитовидной железы у населения. После этого открытия и была введена всесоюзная практика йодирования соли, а также появились обязательные «рыбные дни».
К сожалению, с распадом Советского Союза и по причине нехватки финансирования исследования и работы в этом направлении были остановлены. Это повлекло за собой неминуемый рост «йодных» заболеваний в эндемичных по зобу районах, а за последние 10 лет число патологий щитовидной железы неуклонно растет, охватывая все больше областей нашей страны.
Причины такой тенденции довольно прозрачны и незамысловаты. Помимо географической особенности тех или иных областей и постоянно ухудшающейся экологической обстановки, свою лепту вносит экономический кризис. Население в основном ест продукты, выращенные в пределах своих областей, и в меньшей степени употребляет блюда из рыбы и морепродуктов, богатые необходимыми микроэлементами и в первую очередь йодом.
Для чего нужны "рыбные дни"?
Медики утверждают, что наилучшими для усвоения организмом являются органические соединения йода и других микроэлементов. Так, из натуральных йодосодержащих продуктов организмом усваивается до 80% содержащегося в них йода. В то же время «неорганический» йод усваивается нашим организмом всего на 8-10%. То же касается и других микроэлементов.
Получается, морепродукты и рыба - основной источник йода и микроэлементов для человека. К примеру, чтобы удовлетворить суточную потребность организма в йоде, необходимо скушать всего 38 г лосося или 190 г сельди. Шпината на эти же цели потребуется уже 500 г, яиц - чуть больше килограмма, кило двести ржаного хлеба, больше 2,6 кг картошки и аж 3,3 кг свинины! Как говорится, почувствуй разницу. Особенно в условиях экономического кризиса.
Поэтому вывод, нужны или нет "рыбные дни", исходя из вышесказанного, каждый делает сам. Хотя для тех, кто заботится о своем здоровье, он очевиден.
«Океан» - в каждый город
Однако одного желания питаться вкусно и правильно мало. Любителей рыбных блюд зачастую отталкивают высокие цены на рыбную продукцию, скудный ассортимент и сомнительное качество завезенного издалека товара. В мире только три страны, в которых так остро стоит проблема доставки рыбы от портов к потребителям, - Китай, США и Россия. Для сравнения: в Японии от порта до прилавка в среднем 100 километров, в Европе - 300 километров, в России - тысячи километров.
Этой проблемой в последние несколько лет вплотную занялось «Росрыболовство». И уже есть первые успехи. В этом году рыбаки выловили на 11 процентов больше рыбы, чем к этому времени в прошлом сезоне. Одних только тихоокеанских лососей выловлено 534 миллиона тонн. А всех видов рыбы - почти 3 миллиона тонн. Теперь все усилия «Росрыболовства» направлены на продвижение рыбы на прилавок. Цель ведомства - вернуть в регионы ранее существовавшие магазины "Океан" путем снижения арендной платы для рыбных торговых предприятий. К примеру, в Ростовской области, где магазинов "Океан" сейчас больше, чем в любом другом регионе страны, цены на рыбу реально снизились, утверждает глава «Росрыболовства» Андрей Крайний.
Минтай сдает позиции
Впрочем, население и без усилий рыбного ведомства стало чаще покупать рыбу. Даже когда цена на нее, как в этом году, растет. За девять месяцев 2008 года потребление рыбы в расчете на человека в нашей стране достигло 18,1 килограмма. В то время как за весь 2007 год на каждого российского едока пришлось меньше 13 килограммов.
За последние годы в России сильно изменился и состав покупательской аудитории - все больше становится обеспеченных людей в возрасте от 30 до 45 лет, которые могут себе позволить покупать еду, ориентируясь не на цену, а на качество и вкус.
Рынок морепродуктов перестает быть экзотическим и за счет этого набирает обороты: при этом на потребительские пристрастия россиян влияют два фактора - польза от продукта (так, всем известно, что красная рыба - одна из самых богатых микроэлементами и питательными веществами) и его престиж.
Примерно половина жителей крупных российских городов ест морские деликатесы минимум 1-2 раза в неделю. Прочие категории покупателей стараются приобретать их хотя бы раз в месяц. А все потому, что растет популярность идей здорового питания - люди знают, что количество необходимых для здоровья веществ в морепродуктах выше, чем в любой другой пище.
Согласно последним исследованиям, особенно быстро растет потребление осьминогов, кальмаров, мидий и морских гребешков. По-прежнему популярны у россиян треска, скумбрия, хек. А вот
минтай и сельдь свои позиции стали утрачивать довольно быстрыми темпами.