Самогон - специфический международный термин, воспроизводимый на многих языках точно так же, как и по-русски - samogon. Его смысловая нагрузка за границей достаточно однотипна и обозначает сделанную в домашних условиях водку. В этом отношении выбившийся из общей кучи английский термин - home-distilled vodka - отражает как раз саму суть. Никакого другого оттенка он не имеет.
В России же понятие самогон в разные времена имело не только разную терминологию и смысловые оттенки, но и разную суть. Самогон как норма В стародавние времена, до появления на Руси винной регалии, винокурение было суть самогоноварение. Другой сценарий просто сложно представить. “Самогоноварением” занимались богатые люди исключительно для себя, гостей и подарков.
Сама же “самогонка” была иллюстратором достатка в доме. Используемые термины того времени - “курить вино” и “хлебное вино” были далеки от современного понимания самогонки. Первый русский термин, определяющий процесс производства алкогольных напитков в домашних условиях появился только во времена кабака (шинка, корчмы), когда производство водки стало либо государственной регалией, либо было сосредоточено в руках дворцовой знати. Корчажничать значило варить пиво, мед или брагу дома не на продажу, а для себя. Понятие корчмство возникло как альтернатива другому термину, шинкарству - продавать водку и другие алкогольные напитки на розлив (чарками) в питейном доме.
Шинкарить - быть хозяином шинка. Выпьем чарочку за шинкарочку. Поэтому трактовка термина корчажить - продавать алкогольные напитки в корчме, не правильна. Самогон как преступление Чем ближе к нашему времени, тем жестче становится поведение государства в отношении производства самогона. Движитель этого процесса - постоянно нарастающая доля бюджетных поступлений от продажи алкоголя.
Двор нужно кормить. Но все предпринимаемые меры касались только “самогона на продажу”. “Самогон для себя” практиковалсся в сельских местностях повсеместно и властями практически не преследовался. Как можно было надеяться на успех в российских хлябях. Уже к середине XIX века понятия шинкарство становится синонимом запретной, “из-под полы” торговли алкоголем, а корчажничество - запретным изготовлением самогона. Эти явления стали широкомасштабными и типичными для всей страны.
О шинкарстве в Енисейской губернии в 60-х годах XIX века А.И.Кытманов пишет: “Вино (водка) продавалось тайно на приисках и по близости их, кардонные казаки не в состоянии были усмотреть за провозом вина по приисковым дорогам; число спиртоносов в тайге увеличивалось; разные аферисты, бравшие в аренду казенные покосы по таежным дорогам являлись оседлыми спиртоносами тайги.” Что только не предлагалось в борьбе с шинкарством. Были попытки введения подачи водочных порций рабочим, обсуждался закон о том, чтобы не было питейных заведений ближе чем за 50 верст от прииска.
Обсуждался, но не был принят жесткий закон об установлении ответственности лицам, торгующих или производящих самогон на приисках. Искоренить торговлю и изготовление водки на приисках власти так и не смогли. Часто сами золотопромышленники корчажничели и занимались шинкарством на своих собственных приисках, порой получая больше прибыли от этого занятия, чем давала добыча золота на руднике.
Только на рубеже XIX - XX веков, когда началась хорошо организованная государственная винная монополия, самогоноварение в Европейской части нашей державы почти перестало существовать. В Сибири же в связи с большим потоком переселенцев это явление не угасало. Как только вышло правительственное постановление о приостановлении продажи водки в связи с Первой мировой войной, шинкарство и корчажничество снова приобрело массовый характер. В крестьянской среде самогоноварение во время войны стало повсеместным.
В Сибири обычно корчажничали всей деревней. После Февральской революции произошло окончательное утверждение термина “самогоноварения”, а его масштабы стали устрашающими. Из докладной записки управляющему акцизными сборами Енисейской губернии: “… развитие самогонки приобрело чрезвычайно массовый характер, на место 2-3 аппаратов появилось 8-10. Из глухой тайги, самогонщики вышли в села и открыто занимаются производством суррогатов.
По имеющимся сведениям на участках Томкинском и Каменском тайное винокурение приняло массовый характер широко организованного промысла (заторы доходят до 30-50 пудов (480-800 кг браги). Борьба с промыслом, принявшим широкие размеры, возможна, по-видимому, лишь путем посылки отряда.”
Приезжал такой отряд в деревню, иногда дико расправлялся с самогонщиками и уезжал. Тут же ставились новые заторы, и все начиналось сначала. Были и другие методы борьбы: вводились денежные штрафы, создавались на местах комитеты по борьбе с самогонкой. Но часто эти комитеты состояли исключительно из самих самогонщиков. Советская власть тоже боролась с самогоноварением в жесткой форме. В первое время изготовление и продажа самогона приравнивалось к контрреволюции и за это ставили к стенки.
Чуть позже декретом ВЦИК была установлена уголовная ответственность - 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Перед пятым съездом Советов СССР (годы первой пятилетки) СНК принял специальное постановление “О мерах борьбы с шинкарством”. После этого настали гулаговские времена и народу было не до самогона.
Только после Великой Отечественной войны широкие народные массы снова стали увлекаться самогоноварением, а правительство постановлениями о нем. В 1948 году выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона”. В последующие годы народ вяло гнал, чиновники вяло боролись и все друг другом были довольны.
В застойные времена борьба с самогоном становится почти условной. В статье 158 УК РСФСР 1978 года говорится, что изготовление или хранение без цели сбыта самогона и аппаратов для ее выработки наказывается лишением свободы на срок до 1 года, повторно - до двух лет. Сбыт самогона наказывается от 1 до 3 лет с конфискацией имущества или без таковой.
Ну разве это сроки для людей заколюченных советских времен!? В настоящее время эта статья отменена. Самогоноварение становится формой не только сохранения денег, но и повсеместного социального протеста, неотъемлемым атрибутом советского образа жизни. Власти борются с ним идеологически. Один из ярких примеров того времени. Русско-английский словарь под редакцией А.И.Смирницкого переводит слово самогон как “home-distilled vodka”. Но в отличии от английского, в нашем языке еще существует понятие того, кто его делает - самогонщик. Это слово переводится в словаре как boot-leger.
На самом деле “boot-leger” происходит от английского leg boot - сапог. Этот термин применялся в Америке до Сухого закона к людям, носящим у себя в сапоге плоскую бутылку виски. В годы Сухого закона им стали называть криминализованных подпольных торговцев спиртным. Самогон как защита здоровья Но вот наступили 90-е годы XX столетия. “Демократические” преобразования сказались прежде всего на алкогольной продукции. Страна захлебнулась суррогатными напитками из гидролизного и синтетического спиртов.
В деревнях начинают пылиться самогонные аппараты, а население переключается на дешевый продажный алкоголь и спирт. Самогон гонят редко, не многие, по праздникам, для куража. Через несколько лет окончательно не спившиеся и оставшиеся в живых начинают понимать, что их надули, предлагая дешевую водку.
С 1992 года в СНГ производство самогона быстро растет. Но это уже не форма экономии денег и не режимный кураж, а элементарная забота о собственном здоровье. В некоторых республиках самогоноварение становится узаконенным процессом, разворачивается ненавязчивый самогонный сервиз. На Украине сейчас можно купить различные наборы “в помощь самогонщику”, от хитроумных конструкций заторов, до набора этикеток для самогонки.
Некоторые этикетки из такого набора здесь приведены в качестве иллюстрации. Голова для безголовых У нас в городе за последние несколько лет самогоноварение тоже оживляется. Недавно мне демонстрировали кухонную табуретку-универсал. Все происходит в табуретке. Сначала она служит накопителем картофельных очисток, затем легким переключением тумблера превращается последовательно в измельчитель, ферментер и перегонный аппарат с тройной очисткой спирта. Спирт, полученный при помощи этой чудо-табуретки, по гостовским показателям (альдегиды, сивушное масло, метиловый спирт) был очень приближен к люксу.
А секрет прост, хозяин не жадничает и отбрасывает “головную” (”первак”) и “хвостовую” фракции спирта в процессе перегонок. Беда многих самогонщиков в том, что они очень трепетно относятся к “перваку” и собирают всю перегоняемую жидкость с самого начала и до самого конца. Скорее всего такое отношение закрепилась в советские времена как оправданная бережливость в море всеобщего продуктового дефицита.
Вспоминается случай 10-летней давности, когда на проходной Красноярского завода медицинских препаратов, на окошке камеры хранения, много месяцев висело объявление “Головная фракция на ответственное хранение не принимается”. Для новичка это абракадабра, но для работников завода объявление имело глубокий смысл.
Время от времени с территории завода выезжала машина и у проходной начиналась бойкая торговля медицинскими 400 мл пузырьками с прозрачной жидкостью с характерным запахом и солидным названием “Головная фракция этилового спирта” по сходной цене. Хорошо, если ты вышел с работы и купил пару пузырей. А если ты идешь на работу?.. Проноси с собой, поскольку “Головная фракция” в камере хранения не принимается.
Дирекция продавала и хотела получить дополнительную прибыль, работники покупали это с удовольствием, отождествляя жидкость с “первачом”. Второй пример, иллюстрирующий до чего может довести жадность при перегонки, исторический. Шотландцы тоже уважали “первак”, и что из этого получилось!? Их хваленое виски любой россиянин не задумываясь причисляет к самогону.
Сколько разорилось коммерсантов на попытках приучить нас к виски. Его не пьют даже новые русские. Если бы мы все были такими же жадными как шотландцы, то у нас никогда бы не получился такой чистый продукт, как водка.
Самогоноварение не терпит суеты - чем больше по времени будет идти процесс, тем выше будет его качество. Это первый из самых важных моментов.
Второе, если вы хотите получить на самом деле высококачественный самогон, поделите все время перегонки на пять частей и собирайте 2, 3 и 4 части вытекающей из аппарата жидкости. Но как бы плохо вы не делали вашу самогонку, она будет для организма всегда лучше гидролизного спирта, ведь вы ее делаете из натуральных продуктов натуральными процессами.
В гидролизном и синтетических спиртах содержаться вещества, с которыми ваш организма никогда не сталкивался на протяжении всей своей эволюции, он не знает, что с этими веществами делать. На этом фоне начинают накапливаться ошибки обмена и так продолжается до тех пор, пока не настанет момент сливать воду и тушить свет.
28914