Через несколько дней наступит Новый год - наверное, самый любимый праздник для миллионов россиян. На столе возможны любые вариации напитков и блюд, их последовательность и сочетание. И только три вещи из года в год остаются неизменными: Дед Мороз, мандарины и ... шампанское. Веселые пузырьки в бокале вина под бой курантов создают ощущение того, что позади все не так уж плохо, а впереди все будет только лучше.
Страшно далекие от народа
По правде говоря, за последние пару десятилетий настоящее шампанское (то есть, игристое вино, сделанное в провинции Шампань из местного винограда и в соответствии со строгими законами апелласьона) на столе среднестатистического россиянина стало редкостью. Прежде всего, из-за своей стоимости. Ведь за бутылку классического брюта от не слишком известного производителя надо было выложить не менее сотни долларов. А если Дом - «с именем», то цена начиналась от сотни евро. Поэтому предпочтение отдавалось более дешевым вариантам - креманам, каве, просекко или уж совсем простым «советским».
Кстати, во Франции ситуация была примерно такая же. Еще совсем недавно глава Дома Perrier-Jouet Пьер Принье высокомерно заявлял: «У французов больше нет денег, чтобы пить наш нектар. Мы оставляем французский рынок, чтобы сконцентрироваться на экспорте». А когда шесть бутылок cuvee speciale By and for были проданы за 50 тыс евро, он гордо воскликнул: «Чем дороже - тем лучше!».
Разумеется, похвастать столь впечатляющим коммерческим успехом могли лишь некоторые гранды - например, Louis Roederer, Krug, Bollinger, Dom Perignon или Billecart-Salmon. Все они делают действительно великие вина - выразительные, изящные, великолепно сбалансированные, с хорошей структурой, свежей минеральностью, шелковистой текстурой и сложными ароматами. Чтобы добиться такого совершенства, необходимы не только знания и опыт энолога. Важен терруар, грамотная работа на винограднике, арсенал качественных резервных вин, длительность выдержки, идеальные условия в погребе и многое другое. Каждый глоток такого напитка приносит не только гастрономическое, но и эстетическое наслаждение. Все это объясняет дороговизну великих вин Шампани. Но под словами господина Принье подписались бы многие далеко не столь именитые производители шампанского. Ведь это игристое вино давно стало символом достатка, престижа и жизненного успеха. Кстати сказать, вполне заслуженно.
Кризис во благо
Однако кризис внес свои коррективы. За последний год на основных рынках шампанского - в США, Великобритании, России и Японии, - произошло резкое падение спроса. Оно составило от 30 до 60%. В мире было продано всего 280 млн бутылок. А еще два года назад эта цифра была, по крайней мере, на 60 млн больше. Сокращение продаж автоматически привело к затовариванию погребов и складов. Сегодня там хранится примерно 1,2 млрд бутылок.
При пиковом объеме продаж это количество ушло бы не раньше, чем за три года. Если их не освободить к следующему сезону, многим будет просто негде делать вино, да и не на что. Чтобы хоть как-то решить проблему, виноделы пошли на беспрецедентное снижение цен и ... вернулись к простому потребителю.
Во французских супермаркетах сегодня можно купить вполне приличное базовое кюве всего за 7-9 евро. А на топовые позиции скидка достигает 30%! В других европейских странах ситуация примерно такая же. Никогда еще топовые вина не были столь близки к простым покупателям. Впервые за много лет любители игристого вина могут позволить себе наслаждаться настоящим шампанским по цене обычного кремана. Грех этим не воспользоваться.
Россия, вперед!
Ценообразование на российском рынке всегда отличалось своеобразием. Как известно, цена от производителя здесь увеличивается, в среднем, в три - пять раз. Но и в нашей стране можно наблюдать отголоски общемировых тенденций. В ноябре-декабре многие компании пошли на беспрецедентные скидки. Сейчас в Москве можно купить базовые кюве от Ruinart, Egly-Ouriet или Laurent-Perrier всего за 30-40 евро. А продукцию менее раскрученных Домов можно найти и того дешевле - меньше 1 тыс. рублей за бутылку. Так что теперь вполне можно позволить себе бокал шампанского не только на Новый Год, но и на каждый день долгих зимних каникул.
Для россиян кризис имеет и другой положительный момент. Поиск качественного игристого вина за разумные деньги заставил более внимательно посмотреть в сторону отечественных производителей и, в частности, Абрау Дюрсо. За многолетней суетой сначала по развалу, а затем по восстановлению государства мы как-то забыли, что в нашей стране есть свое легендарное хозяйство, где уже более ста лет производят игристое по классической шампанской технологии.
Пророк в своем отечестве
Сегодня Абрау на подъеме. В модернизацию предприятия вкладываются немалые деньги. Покупаются в собственность виноградники, приобретается современное оборудование, реконструируются подвалы. Два года назад работу в погребе возглавил один из лучших энологов-шампанистов Эрве Жестен. В декабре он представил на суд общественности свое первое детище «Империал Cuvee L`Art Nouveau brut» - элегантное вино, с тонкими нотками цветов и спелых фруктов в ароматах, с яркой кислотностью и выразительной минеральностью во вкусе. Прекрасный образец российского шампанского с изящным французским шармом. А в начале следующего года на полках магазинов появится еще одна примечательная новинка от Абрау Дюрсо, на сей раз - в розовой гамме. Предварительные дегустации показали, что rose выполнен в более традиционной манере, отличается великолепным балансом, чистым и строгим вкусом и замечательными ягодными ароматами. Так что приверженцы классической стилистики внакладе тоже не останутся.
Абрау выстраивает собственную дистрибуторскую сеть. Две недели назад в Москве торжественно открыт первый бутик компании - «Ателье вина», где вся продукция предприятия продается по заводской цене. Топовые образцы обойдутся покупателю примерно в 2-3 раза дешевле антикризисного импортного
шампанского.
Мы живем в уникальное время. Цены на нефть падают, банки разоряются, валюта девальвируется. Обещают, что дальше будет еще хуже. Но с другой стороны, именно благодаря кризису сложился новый тренд - шампанское снова возвращается к людям. Это ли не повод наполнить бокалы веселым игристым вином, загадать сокровенное желание под бой курантов и еще раз подумать о том, что жизнь все-таки прекрасна!
25771