Среди опытных ценителей хорошего вина принята своего рода аксиома: вино вкуснее всего, если пить его там, откуда оно родом. Если это правда, то домашнее вино лучше всего пить дома. Так что, если для начала вы решили сделать исключительное вино, то лучшего просто не придумать. Не так уж много невероятных ощущений вы можете купить за доллар — именно столько стоит ваше домашнее вино. Мой самый «острый» опыт имел место несколько лет назад, в один из погожих, солнечных летних дней. Я как раз пробовал аа обедом свежий сыр, сбитый из молока нашей козы, и положил ломтик сыра на теплый, только что из духовки, хлеб; хлеб, выпеченный из муки, которую я лично смолол утром. И все это я сдобрил бокалом прекрасного домашнего вина с ароматом дуба.
Все три этих продукта — результат работы бактерий. Все три приготовлены благодаря участию трех партнеров: козы, бактерии и человека; пшеницы, бактерии и человека; винограда, бактерии и человека. Обед в «водовороте» взаимодействия биологических видов — это было самое сильное ощущение дома для меня. Никогда ни до, ни после этого я не чувствовал себя более «к месту», чем в тот момент.
Часто совпадает, что удачные для человечества годы, являются также благоприятными годами для вина, поскольку судьбы человека и винограда, видимо, тесно переплетены навек. Приходит на ум невероятно удачный 1945 год. Человечество и виноградники одинаково вздохнули с облегчением в конце Второй Мировой войны и отпраздновали славную победу лучшим урожаем века.
«Секрет вина в винограде, из которого оно сделано» — говорит Билл Вагнер, опытный нью-йоркский винодел, чьи Finger Lakes Chardonnays украсят букет любого белого вина.
Роль винодела — в том, чтобы защитить и сохранить качество превосходного винограда.
Запомните такую аксиому:
1. Самые важные элементы марочного вина — во-первых, виноград; во-вторых, климат; в-третьих, почва, и в-четвертых, умение винодела — именно в таком порядке.
2. Лучшие вина делаются в северной части того рай¬она, где растет конкретный сорт винограда.
3. Чтобы получилось марочное вино, виноградарь должен преодолевать препятствия так же, как спортсмен.
Касательно последнего утверждения, Станислав Ува¬ров, профессор виноградарства и этнологии, говорит сле¬дующее: «Теория виноградарства гласит, что лоза, ко¬торой приходится бороться за свое существование, ро¬дит лучший виноград, чем та, которой созданы все ус¬ловия для роста. Если это верно, причина может быть в том, что на лозе, которой трудно расти, более мелкие ягоды, чем на лозе, которая растет вольготно и в неге. Значит, в сусле будет больше кожицы (в которой боль¬ше пигментов, ароматизаторов и танина) на литр, чем если бы ягоды были крупными».
Таким образом, компоненты для создания марочно¬го вина те же самые, что и для домашнего вина: верно выбранный сорт винограда, выращенный в правильном климате и на правильной почве, отличается сбаланси¬рованным соотношением сахара, кислот, рН и арома¬тизаторов. Когда все это воплощено в одном сорте ви¬нограда, результаты поистине потрясают воображение. Наиболее яркий пример — Sauterne, который произво¬дится в Шато д’Икем, что на юге Бордо. Говоря об этом вине — невероятно бархатистом, сладком, с бога¬тым послевкусием — вине, достойном того, чтобы им отметили Второе Пришествие — Эмиль Пейно, извест¬ный французский эколог, сказал: «Если бы можно было измерить вкус, запах, вы смогли бы вычислить ценность икемского красного, которая в десятки раз больше, чем ценность белого вина. Интенсивность, кон¬центрация, богатство и сложность вкуса и аромата — совершенно уникальны». Большинство вин можно сы¬митировать: «Любое вино можно скопировать» — гово¬рит Пейно, — «Но икемское совершенно неподражае¬мо, мы не смогли добиться ничего даже отдаленно по¬хожего в наших винах Sauterne».
Где бы ни был ваш виноградник, всегда найдется сорт винограда, из которого получится изумительное вино. И ваша задача, еще задолго до того, как первая бутылка отправится в ваш погреб, найти этот сорт, ибо, как говорили наши предки: «Виноград делает вино».
26728