Сколько раз мы это слышали: «взять масло подсолнечное, но лучше оливковое»! Оно вроде бы лучше для всего на свете: для жаренья и тушения, для салатов и для ухода за кожей лица. Но у подсолнечного есть одно преимущество: оно родное.
В советских кулинарных пособиях, помнится, писали примерно вот что: «Хозяйка должна иметь на своей кухне два вида масла – рафинированное и нерафинированное. Первое идеально подходит для жарки и выпечки, а второе незаменимо для заправки салатов». Сегодня хозяйка, ориентированная на здоровое питание, имеет на своей кухне масло: подсолнечное, кукурузное, оливковое, рапсовое, соевое, хлопковое, льняное… Эта хозяйка, конечно, знает, что растительные масла совершенно незаменимы для рациона человека – из-за того, что содержат полиненасыщенные жирные кислоты, саму энергию, и являются основными источниками витаминов E и F. У каждого масла свой состав и свои достоинства, и специалисты рекомендуют чередовать – как минимум подсолнечное, оливковое, кукурузное и соевое.
Но почему, вы думаете, вполне разбирающиеся в гастрономии люди вот так отвечают на вопрос о том, какое масло они предпочитают? «Для салатов лучше всего с рынка, нерафинированное, арома-а-ат-ное», «Любимое – подсолнечное ароматное, чтобы семечками пахло», «Много лет покупаю у одной и той же старушки на Черемушкинском рынке подсолнечное из семечек».
Было бы, конечно, довольно смело заявлять, что подсолнечное масло – наше изобретение. Но в определенном смысле в России оно прошло свой собственный путь. Подсолнух, выходец из Северной Америки, долго блуждал по свету под разными именами («индийский золотой цветок», «трава солнца», «перуанская хризантема»), прежде чем Петр I привез его в Россию. В Европе примерно в это же самое время уже научились делать из него масло и начали выращивать его промышленно, но у нас им пока только любовались и со смаком лузгали семечки на завалинке.
В один прекрасный день 1829 года крестьянин Алексеевской слободы (нынешний город Алексеевка Белгородской области) Дмитрий Бокарев собрал на своем огороде урожай семечек и деревянной колотушкой «обработал» эти семечки так, что из них вдруг получилось масло. Через четыре года в Алексеевке построили первый маслобойный завод, а еще через несколько лет российские маслопромышленники уже хвастали, что могут залить своим маслом Черное и Балтийское моря.
Может быть, оттого, что наши предки в долгие дни поста питались чуть ли не одним только подсолнечным (aka постным) маслом – даже варили с ним кисель, мы относимся к нему по-особому, и это заставляет нас свернуть с пути к супермаркету и заглянуть на Черемушкинский рынок.
Подсолнечник красив, прост и неприхотлив – не то, что, скажем, та же олива. Вкус оливкового масла зависит от тысячи составляющих: от типа почвы, на которой растут деревья, от погоды, от метода сбора урожая. Даже от тары: запах оливкового масла может удержать только стеклянная бутыль. Наш подсолнух не таков. Замечательнейшее (арома-а-атное) масло методом «холодного прессования» (тем самым, которым пользовался крестьянин Дмитрий Бокарев) может приготовить любой дилетант – кстати, во многих южных деревнях этим и занимаются. Такое масло получается вкусным и полезным, в нем сохраняются практически все биологически активные компоненты. Правда, именно из-за присутствия этих веществ хранится оно плохо – быстро мутнеет и прогоркает.
В домашнем, а также в фильтрованных и нерафинированных маслах помимо прочего содержатся токоферолы и фосфолипиды, которые улучшают усвоение масла организмом. Но также там могут быть и остаточные количества гербицидов и других вредных примесей. (К слову сказать, существуют масла, к примеру хлопковое, которые без рафинации употреблять вообще нельзя.)
Бояться нерафинированного масла не стоит, нужно просто соблюдать пару простых правил. Во-первых, покупая его на рынке, не стесняйтесь спрашивать сертификат соответствия. А во-вторых, не делайте больших запасов: считается, что срок хранения нерафинированного масла, расфасованного в бутылки, – 4 месяца, а разливного – всего полтора. Ну и конечно, не забывайте, что польза от такого масла проявляется только тогда, когда оно используется в холодном виде, и ни в коем случае не при нагревании.
Когда же дело доходит до нагревания, наступает черед рафинированного масла – масла наивысшей степени очистки. Оно прекрасно ведет себя на сковороде – не пенится и не стреляет, у него нет резкого запаха и выразительного вкуса. Свои обязанности при жарке и запекании выполняет добросовестно. Справедливости ради, правда, стоит отметить, что оливковое масло очень устойчиво к нагреванию и сохраняет в таком состоянии многие из своих полезных свойств.
Но оливковое – все-таки другое. Моя подруга живет в Италии и жалуется, что там с нерафинированными маслами большая проблема. И подсолнечное с рынка – единственное, что она всегда просит привезти из России. Гораздо важнее черного хлеба и черной икры.
27334