От японцев постоянно ждешь какой-нибудь «подлянки» - то выпустят фантастический гаджет, то поразят знатоков ультранеобычной порнографией. Порой эти интеллигентные люди способны и вовсе совершить невозможное - к примеру, передебоширить группу изрядно подвыпивших российских туристов в каком-нибудь непритязательном токийском баре. У этих восточных граждан перед остальными любителями принять на душу есть определенное преимущество. По крайней мере, им не надо каждый раз мучительно придумывать тосты. Коллективного крика «кампа-а-а-й!» - то бишь «пей до дна» - вполне достаточно, чтобы с неуемным задором продолжать веселье.
Бывалые путешественники поговаривают, что только одним японцам известен секрет, как напиться сакэ до чертиков. Приезжие же быстро сдаются: на десятой стопке проглатывать странную субстанцию становится скучновато. И, чтобы добиться хоть мало-мальски заметного эффекта, выпивающие переходят на более суровые напитки.
Оно и неудивительно: максимальная крепость так называемой «рисовой водки» в лучшем случае дотягивает до 24-25 градусов. Причем процесс производства напоминает то ли ром, то ли пиво, так что и не знаешь даже, к какому классу напитков отнести японское алкогольное наследие. Несколько столетий назад технология соответствовала лучшим феодальным традициям. Специально обученные труженицы (в идеале - девственницы) пережевывали рис и сплевывали полученную массу в специальные емкости, где сырье выбраживало до нужного состояния.
Чуть позже здравый смысл и гигиена возобладали: чтобы спровоцировать брожение, японцы стали применять особый плесневый гриб - кодзи. Теперь для приготовления напитка рис на совесть шлифуют, пропаривают, добавляют родниковую воду и грибок, выжидают месяцок и приступают к фильтрации, пастеризации и прочим изыскам. Но сразу покуситься на «свежачок» никто не даст, придется обождать еще полгодика, а то и целый год. Впрочем, находятся любители и на непастеризованное сырое сакэ. В разновидностях готового продукта путаются даже те, кто за одну пьянку может выучить двадцать сортов виски. Если вкратце, то все рисовое великолепие можно поделить на «ординарное» (футцу-сю) и «с установленным наименованием» (токутэй-мейсе-сю). Первое - для потребителей попроще. При приготовлении рядового напитка на этапе шлифовки риса теряется не больше 10% веса. В непритязательное сырье добавляют «бродильные» вещества - крепкий алкоголь, сахар или глюкозу.
С установленными наименованиями дело сложнее. В эту категорию попадает целая свора напитков: от «хондзедзо-сю», для которого обтачивают 30% от каждого рисового зернышка до премиального «дзюммай дайгиндзе-сю». При производстве последнего во время шлифовки теряется больше половины веса, и ни в коем случае не допускается присутствие посторонних добавок: только рис и родные бродильные грибочки. На этом, правда, классификация не заканчивается. Пока разберешься с остальными видами, нетрудно и язык сломать. К примеру, различают очищенное (сэй-сю) и неочищенное (нигоридзакэ) сакэ, молодое (син-сю) и выдержанное больше года (ко-сю).
Слава Богу, маркировка позволяет разобраться с крепостью и выдержкой без лингвистических подвигов. Зато герои, заучившие этот удивительный набор звуков, могут рассчитывать на благосклонность каждой второй посетительницы ближайшего суши-бара. А если разобраться еще и со списком ведущих производителей, можно преспокойно забрасывать спортзал: такому интеллектуалу мышцы вообще ни к чему. Барышни неравнодушны к романтичным названиям, даже когда речь идет об алкогольной фабрике. Если подходить с этой точки зрения, то для аутентичного восточного свидания хорошо бы прикупить бутылочку с фабрики «Саванцуру» (то бишь «Болотный журавль») или «Хакутцуру»(что означает, не удивляйтесь, «Белый журавль). Историю о том, откуда у японцев такая любовь к длинноногим птичкам, можно придумать самостоятельно. Для затравки: согласно легенде, журавль обронил рисовое зерно в щель тростника, где оно благополучно перебродило и превратилось в сакэ. Кто и как обнаружил плоды птичьих трудов, история умалчивает.
Впрочем, товарищи с неважной словарной памятью имеют шанс отыграться за счет питейной церемонии. Чего только стоит правило «круговой чаши». Радушный хозяин наливает алкоголь в просторную чашу - диаметром аж до 30 см - отпивает и отправляет сосуд по кругу. После разминки начинается самое интересное. Принимающий счастливец наполняет стопку гостя, тот осушает тару и возвращает ее уже наполненной. Хозяин, управившись с порцией, переходит к следующему приглашенному. Если на банкет собралось больше 15 человек, бедолаге приходится туго. Ортодоксальные потребители сакэ даже пошли навстречу несчастным и ввели в традицию специального помощника, который принимал бы полную чашу из ослабевших рук. Пока гостеприимный гражданин приходит в себя, остальные в кратких перерывах между песнями и плясками продолжают опаивать друг друга. Из своей посуды японцам пить, судя по всему, скучно. Поэтому инициатор наполняет чашечку и передает ее отзывчивому товарищу. Тот с благодарной миной и фразой «она-гарэ тедай» («дражайший, разрешите выпить из вашей чаши») опрокидывает содержимое, снова наполняет сосуд и снова передает партнеру. В Японии принято считать, что таким манером люди обмениваются не только микробами, но и душами. Поэтому к выбору собутыльника они подходят особенно трепетно.
Если уединенным домашним банкетом а-ля Japan заправляет барышня, держите ухо востро. Наутро можно ненароком оказаться помолвленным или, того хуже, женатым. Дело в том, что апогей японской брачной церемонии, собственно, и состоит в распитии аутентичного алкоголя. Новобрачные фиксируют свои обеты кратким церемониалом. В три чашечки - маленькую, среднюю и большую - наливается сакэ. Новобрачная отпивает три глотка из самой скромной тары и передает будущему супругу - мол, не расстраивайся, парень, быть может, все и окажется не так уж плохо. После того, как процесс повторился с оставшейся посудой, собутыльников можно официально считать мужем и женой.
По части температурного режима распития допускаются вольности - как на брачной церемонии, так и в менее волнительных ситуациях. Хотите - насыпайте в стаканчик льда, хотите - доводите чуть ли не до кипения. Эксперты уверяют, что человеческий язык острее всего воспринимает вкусы, если лакомство нагрето до 15-30 градусов по Цельсию. Так что подержал на весеннем солнышке, набрал в легкие побольше воздуха, и вперед - к новым алкогольным подвигам. Кипятить зелье, впрочем, тоже нет никакого резона: уже на первых минутах из него потихоньку улетучивается спирт. Тем более при повышенных температурах сакэ становится клейковатым, как дешевый ликер, и порой обретает неприятную приторность. По уму нагревать напиток следует на водяной бане или опустив фарфоровую бутылочку с сакэ в кастрюлю с кипятком. Пары-тройки минут достаточно, чтобы не обжечься и не испортить удовольствие посторонними привкусами. Остывает субстанция гораздо медленней, так что берегите язык - еще пригодится. Чтобы грамотно прогреть напиток в микроволновке, в кувшинчик хорошо бы поставить стеклянную палочку (стик для размешивания коктейлей вполне подойдет): примитивная хитрость позволяет добиться равной температуры по всему объему жидкости.
Знатоки уверяют, будто бы подогретое сакэ скорее провоцирует похмелье. В любом случае, если от напитка удалось как следует опьянеть, наутро сердце непременно станет учащенно биться. Прибавьте к этому головную боль, рвотные позывы и начинайте вести себя разумно еще до того, как станет мучительно больно. Японцы предупреждают расплату ударными дозами сладкого на ночь. Якобы рисовый спирт особенно резко снижает содержание сахара в крови, а десяток конфеток-тянучек легко компенсируют недостачу.
Однако тем, кто вздумает пустить все запасы сакэ на коктейли, от похмелья вряд ли уберечься. Чего стоит одна только «Бомба Сакэ»: стопка «рисового вина» на стакан пива. Можно запить одно другим, самые отчаянные не боятся даже смешать ингредиенты. Для спутницы тем временем стоит приготовить что-нибудь послаще. К примеру, смешать 100 мл сакэ с таким же объемом жасминового зеленого чая, добавить по 10 мл медового и ванильного сиропа, а потом весь вечер наблюдать трезвую недоумевающую девушку.
Боевым подругам подойдет вариант посерьезней. Для коктейля, который числится в барных картах под кодом 187 URGE, понадобится взять в равных частях (унции вполне достаточно) сакэ, виски и водку. Прямо в стакане смесь следует слегка подсластить сахаром, сбрызнуть вишневым бренди и вишневым же ликером и залить порядочным количеством «Доктора Пеппера». Прохладным сакэ легко заменить водку и другие крепкие напитки в классических коктейлях - хотя бы в той же «Кровавой Мэри». Для полноты вкуса в них добавляют херес, но даже с ним напиться подобными смесями невозможно. Сакэ недурно сочетается с малиновым ликером: можно смешать прохладный рисовый продукт с ликером в пропорции «пять к одному» прямо в коктейльном стакане. А можно сделать отличный шот-дринк с горячим напитком, налив его в стопку поверх ягодного слоя.
Серферы уважают японскую вариацию тропических коктейлей: одна часть светлого рома, две части сакэ, чуть побольше ананасового сока и лимонная содовая по вкусу. Антипохмельный рецепт именуется «Черным самураем»: 15 мл соевого соуса и 25 мл сакэ наливаются в стопку и настаиваются в течении минуты. Так же удачно «рисовая водка» идет с водкой обычной, а также с сухими и сладкими вермутами.
Чтобы запасов хватило и на коктейли, и на утреннюю реанимацию, некоторые решительные сограждане даже пытаются изготовить напиток дома. Для этого достаточно лишь раздобыть упомянутый грибок коджи и потерпеть недели три-четыре. На одну бутылочку сакэ потребуется чашка риса, полторы чашки воды, полчашки с трудом добытой закваски, чайная ложка лимонного сока и в два раза меньше пекарских дрожжей. Рис вымачивают ночь напролет, а потом долго-долго варят. Потом перекладывают в стерильную посуду, всыпают оставшиеся ингредиенты и выжидают до победного. Каждый божий день тару надо встряхивать, чуть приоткрывая после этого крышку, а после процеживания хранить исключительно в холодильнике.
Поговаривают, наставший кризис заставил японцев вернуться к корням домашнего виноделия, так что обитателям российских просторов и подавно не грешно последовать их примеру. Тем более, недавно ученые из Национального института долголетия, обследуя выпивающих японцев, выяснили, что те чуть умнее своих собратьев-трезвенников. Уровень IQ у любителей повеселиться за стаканчиком на пару-тройку баллов выше. Некоторые поговаривают, что это скорее от сырой рыбы или сыра, которыми в Японии заедают сакэ. Поэтому для подстраховки эксперимента лучше налегать сразу и на выпивку, и на закуску. Только следите, чтобы изыскания не затянулись. А то очень обидно будет обнаружить себя через несколько лет выдающимся умником в хроническом запое.
Юлия Макарова
25168