В 2019 году рынок доставки готовых рационов в деньгах вырос на 53% и достиг 7,2 млрд руб. Однако в ближайшее время он имеет все шансы резко ускорить рост. Информационное агентство INFOLine и Performance Group представляют сценарий развития рынка производства и доставки рационного питания до конца 2020 года.
Второй квартал покажет самый сильный рост
«Для рынка готовых рационов питания формируется уникальный исторический шанс. Как любой новый продукт, его надо попробовать, чтобы оценить и использовать в будущем. В обычной ситуации требуются большие инвестиции для этого.
Отсутствие желания ходить в общественные места и заведения общественного питания, ограничения по перемещениям, перевод сотрудников на работу дома и ажиотажный спрос на доставку продуктов питания из магазинов, который увеличивает сроки ожидания и снижает качество их работы – все это и многое другое само собой подталкивает потребителей к тому чтобы воспользоваться доставкой готовых рационов», - говорит Иван Федяков, генеральный директор ИА INFOLine.
«В ближайшие месяцы я ожидаю серьезный рост интереса к доставке готового питания на дом. Уже сегодня сотрудники многих компаний переводятся на удаленную работу, а при усилении мер безопасности кафе и рестораны опустеют. При этом, люди будут, как и прежде, стремиться к вкусной и здоровой пище. Очевидно, что заказ питания на дом у всех компаний вырастет в полтора-два раза.
Я считаю, что рост спроса продержится не менее трех месяцев. В результате выиграют компании, способные быстро нарастить объемы производства. Крупнейшие производители увеличат отрыв просто потому, что способны обеспечить безопасность и качество питания при высоких объемах выпуска. Именно безопасность станет для клиента главным критерием выбора компании», - говорит Артур Зеленый, основатель Performance Group.
Если по итогам 2019 года емкость рынка доставки готовых рационов составляла порядка 7 млрд рублей, то уже в 2020 году на волне эпидемии он может вырасти до 14-15 млрд. (в обычном режиме – до 11-12 млрд). Впрочем, ситуация будет зависеть от длительности пандемии.
Артур Зеленый: «Основными заказчиками готовых рационов станут те, кто привык часто посещать кафе и рестораны. Примерно половина заказов придется на подобных клиентов. Однако, расти будут и некоторые другие сегменты, в частности питание для всей семьи. Питание для спортсменов покажет самый слабый рост просто потому, что значительная часть клиентов временно откажется от тренировок».
Сократится длительность подписки на сервисы доставки
Артур Зеленый: «Если сегодня большинство наших клиентов заказывает питание на 12 дней, то через два месяца заказы на 6 дней, скорее всего, будут лидировать. Значительная часть клиентов будет заказывать готовые рационы нерегулярно, чтобы «побаловать» себя. Какая-то часть будет пробовать и искать «своего» поставщика. Но некоторые клиенты, наоборот, будет заключать длительные контракты, чтобы зафиксировать цену. Моделей потребления станет больше, компаниям придется очень быстро выводить на рынок новые форматы».
Развитие рынка в 2020 году будет происходить скачкообразно. К концу года наступит заметное ослабление темпов роста, поскольку люди вернутся в кафе и рестораны. Однако, часть из них по-прежнему будут время от времени пользоваться проверенными сервисами доставки готовых рационов питания.
Темпы роста рынка зависят от длительности эпидемии
Существует два базовых сценария развития рынка:
Сценарий А: Эпидемия продлится до начала лета. В этом случае, рост заказов будет заметен во втором квартале. В третьем квартале ситуация вернется к привычному ритму, будет снижение заказов, но не критичное, поскольку у людей будет работа, а значит сохранится привычный уровень доходов. При этом, появится привычка заказывать готовые рационы, что станет дополнительным стимулом для рынка.
Сценарий В: Эпидемия продлится до сентября. После роста продаж во втором квартале рынок увидит значительный спад в третьем квартале, тк у клиентов закончатся накопления (часть компаний закроется, пройдут сокращения персонала), либо изменится потребительское поведение: многие потенциальные клиенты войдут в режим экономии. Впрочем, в четвертом квартале ситуация начнет выравниваться.
Артур Зеленый: «Второй квартал будет наиболее динамичным. Если ситуация с вирусом к июню полностью нормализуется, третий и четвертый квартал для рынка доставки готовых рационов будет намного слабее. Люди вернутся в общественные места: рестораны, торговые центры, кинотеатры, чтобы с удовольствием попробовать вновь уже забытые развлечения».
Иван Федяков: «В текущей ситуации прогнозирование емкости рынка объективно ограничено возможно, но динамика без сомнения будет положительной. В течение нескольких месяцев сотни тысяч россиян, а может и миллионы, могут впервые попробовать заказать доставку готовых рационов. Многие из них продолжат пользоваться этими возможностями и в будущем, когда ситуация нормализуется и уйдет паника».
***
INFOLine - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В компанию "INFOLine" входит: "INFOLine - Мониторинг" (оперативный сбор экономических событий), "INFOLine - Аналитика" (разработка и реализация аналитических продуктов), "INFOLine – PR" (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал "ADVIS.ru". Миссия "INFOLine" - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российскими и зарубежными компаниями.
Холдинг Performance Group – крупнейший российский производитель готовых рационов здорового питания. Компания основана в 2015 году. Сегодня группа управляет четырьмя брендами здорового питания: Performance Food, Level Kitchen, My Food и Easy Meal. Клиенты могут выбрать любые блюда из огромного ассортимента, насчитывающего порядка 5,5 тыс позиций. В 2019 году группа выпустила 11,5 млн готовых блюд на семи производственных площадках в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре.
24403