Поступающая в организм ребенка пища подвергается переработке в пищеварительном канале или, как принято говорить, переваривается. Содержащиеся в ней питательные вещества превращаются в более простые, из которых организм ребёнка строит свои клетки и ткани.
Органы пищеварения, как и весь организм ребенка, к моменту рождения еще не вполне развиты. Развитие пищеварительных органов и их совершенствование происходит постепенно после рождения. Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы пища не только содержала все необходимые ему питательные вещества, но и отвечала пищеварительным возможностям ребенка в соответствии с его возрастом. Следовательно, нужно так подбирать и приготовлять пищу, чтобы она у ребенка данного возраста легко переваривалась его пищеварительным трактом.
Все знают, как «слюнки текут» при виде или запахе вкусной пищи. Таким образом пищеварительные органы как бы подготавливаются к приему и перевариванию пищи.
Выделению желудочного сока способствуют также сосание и жевание. При этом от слизистой рта к пищевому центру в мозге передается раздражение, идущее затем от мозга к пищеварительным железам, заложенным в стенках желудка, и начинается выделение пищеварительных соков.
Опыты показали, что отдельные пищевые вещества отличаются хорошим сокогонным действием, другие, напротив, тормозят сокоотделение. Так, мясной или овощной отвар (бульон), мясной сок являются сильными возбудителями желудочных желез, а крахмал и сахар этим свойством не обладают.
Соблюдение правильных промежутков между кормлениями (для детей первого года жизни), кормление в одни и те же часы (для детей остальных возрастов) регулируют работу пищеварительных органов. В желудке к установившемуся времени кормления начинается выделение переваривающего пищу сока, у ребенка появляется аппетит.
Основным условием наличия хорошего аппетита у ребенка является правильный выбор пищи и её приготовления, режим дня. Исходя из этого, организации режима дня (соблюдению часов кормления, достаточному ночному и дневному сну, ежедневным прогулкам на свежем воздухе), рациональному составлению меню, вкусовым качествам и кулинарной обработке пищи, сервировке стола, элементам самостоятельности ребенка в процессе еды надо уделить большое внимание. Все эти моменты в значительной мере способствуют возникновению аппетита.
Ребенок должен кушать охотно, с удовольствием, а не по приказу или после «уговоров». Во время еды необходимо убрать от ребенка игрушки, картинки, книжки и т. п. Если ребенок развлекается во вре¬мя еды и ест незаметно для самого себя, то «аппетитного», запального сока не вырабатывается или его очень мало.
Плохой аппетит ребенка доставляет родителям много огорчений и забот.
Причиной его могут быть различные заболевания. Поэтому при наличии частого плохого аппетита необходимо малыша показать врачу. Если после обследования выяснится, что ребенок здоров, то причину следует искать в неправильной организации питания.
Нередко плохой аппетит является результатом однообразного питания. Так, у ребенка может появиться отвращение к еде, если ему дают каждый день одну и ту же пищу (это не относится к детям первых 10 месяцев жизни), или она невкусно приготовлена.
Значительные нарушения аппетита возникают, когда не соблюдаются определенные часы кормления и остального распорядка дня ребенка. Как выше указывалось, при упорядоченном режиме дня к определенному часу начинается выделение желудочного сока, это возбуждает аппетит и способствует хорошему перевариванию пищи.
Значительно ухудшается аппетит у детей, которым в промежутках между кормлениями дают печенье, сладости, фрукты, молоко вместо воды (когда они хотят пить).
Большое значение имеет обстановка во время кормления. Процесс еды нужно организовать так, чтобы у ребенка не возникало отрицательного отношения к ней. Не следует поспешно кормить ребенка, набивать ему полный рот; это раздражает и утомляет его.
Неправильное поведение взрослых во время кормления ребенка нередко бывает причиной его отрицательного отношения к еде. Это обстоятельство имеет особенно большое значение при кормлении легко возбудимых детей. Они плохо сосредоточиваются на еде, отвлекаясь всем, что видят вокруг себя, вертятся у стола, вскакивают, много болтают.
Таких детей надо кормить с большой выдержкой, не развлекая и не раздражаясь, создавая спокойную обстановку. Рассказывание сказок, показ игрушек и т. п. приводит к тому, что ребенок отказывается от еды с целью привлечения к себе внимания.
Должное внимание в процессе кор¬мления следует уделить сервировке стола. Посуда должна быть красивой, не одноцветной; размеры столового прибора должны соответствовать возрасту ребенка. Дети старше года усаживаются для еды за стол.
Предварительно им моют руки и подвязывают салфеточку или нагрудник. Необходимо с самого раннего возраста приучать ребенка к известному порядку — это создает у него гигиенические навыки. Пища не должна быть ни чрезмерно горячей, ни холодной.
Примерно с полутора лет следует приучать ребенка есть самостоятельно. Для этого ему дают в руку ложку (соответствующую его возрасту); мать в это время кормит его другой ложкой.
Самостоятельная еда нередко способствует улучшению аппетита ребенка - он начинает есть значительно охотнее, заинтересовываясь самой процедурой еды. Всю порцию пищи, причитающуюся на данное кормление, нужно класть на тарелку сразу и приучать ребенка съедать все без остатка.
26636