В результате покупки ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" PepsiCo рассчитывает увеличить выручку от реализации "питательных и функциональных продуктов с $10 до 13 млрд". Среднегодовая синергия к третьему году после сделки, по оценке компании, составит более $100 млн. Эксперты считают, что для акционеров ВБД время продажи выбрано "феноменально хорошо".
PepsiCo покупает ВБД с большой премией, пишет "Коммерсант". "Они платят по мультипликатору 15,8 EV/EBITDA 2010 года, тогда как компания в последнее время торговалась на NYSE по 14,6", - отмечает старший аналитик "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина. "Продать компанию даже за 12 EBITDA 2010 года - это практически рекорд для производителя продуктов питания", - считает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Для акционеров ВБД, по его мнению, время продажи выбрано "феноменально хорошо" - ее капитализация сейчас на пике. Татьяна Бобровская из "Метрополя" соглашается: рост цен на молоко может оказать негативное влияние на финансовые результаты компании за 2010 год, что отразилось бы в дальнейшем на рыночной стоимости ВБД, у которого 70% выручки приходится на молочный бизнес.
"Мотив PepsiCo в получении практически недосягаемого лидерства на рынке соков России и СНГ вместе с перспективами роста", - считает госпожа Бобровская. Уже сейчас PepsiCo, владеющая "Лебедянским" (соковые бренды "Я", "Тонус", "Фруктовый сад"), занимает первое место на рынке соков с долей 29% (данные Canadean за третий квартал 2010 года). У заклятого конкурента Coca-Cola, владеющей "Мултоном" ("Добрый", Rich) и "Ниданом" ("Моя семья", "Сокос", "Да!"), было только 25%. По итогам 2009 года соковые предприятия Coca-Cola совокупно давали ей лидерство. Но теперь PepsiCo может получить почти половину рынка - до 47%.
Между тем с согласованием регулятора могут возникнуть сложности, считает аналитик UBS Светлана Суханова. "ВБД контролирует примерно 22% российского рынка соков, а доля PepsiCo после покупки "Лебедянского" превысила 30%", - цитируют "Ведомости" эксперта.
После сделки Pepsi и ВБД на российском соковом рынке останется всего один крупный, но местный игрок - компания "Сады Придонья", занимающая около 4% рынка, отмечает аналитик "ВТБ капитала" Иван Кущ. На молочном рынке, по его словам, около 40% принадлежит мелким местным игрокам (примерно 30% — у ВБД и столько же у Danone и Юнимилка).
Однако сначала возможность покупки акций ВБД американцами будет рассматриваться Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ходатайство об одобрении сделки в ФАС еще не поступало, заявил РБК daily представитель ведомства. Согласно закону заявка будет рассмотрена в течение месяца после обращения, но в случае необходимости срок может быть продлен еще на три месяца. Сделка подпадает и под закон об иностранных инвестициях, ее должен будет одобрить специальный консультативный совет при правительстве.
22914