Самым главным в начальном периоде истории вина было то, что древние греки, а затем и древние римляне отводили вину очень важное место в своей жизни. По этой причине, а главное в силу его религиозного или ритуального использования вино стало одним из существенных элементов западной цивилизации. В эпоху древней Греции вино было известно и в Китае, но по-настоящему там не изготавливалось и не использовалось. Виноградарство приблизилось и к городам Персии и Индии, но не оставило там глубоких следов. Что же касается доколумбовой Америки, то ей виноградарство никогда не было знакомо, несмотря на наличие диких виноградников и существование утонченных цивилизаций.
Христианские обряды и верования непосредственно происходят из древнегреческих и древнеримских ритуалов. Использование вина в причастии и прочих таинствах прямо связано с иудаизмом, но все же эти обряды больше напоминают аналогичные из древнегреческого культа бога вина Диониса и его древнеримского эквивалента Бахуса.
Древние римляне, расцвет цивилизации которых пришелся на времена упадка Эллады, переняли богов греческого пантеона, добавив их к своим. Христианство, развитие которого происходило во времена расцвета Римской империи, переняло много вакхических символов и обрядов, чем первоначально и привлекало неофитов. Значение Святого Причастия (евхаристии) - слишком сложная тема, отметим только, что вино причастия было по крайней мере столь же необходимо собранию христиан, сколь присутствие священника. По причине важного места, занимаемого им в религиозных обрядах, вино сохранилось и выжило даже в смутный период варварских нашествий, последовавших за упадком Римской империи.
Боги вина
Дионис был одним из многих богов виноградарства и виноделия. По преданию, Дионис принёс вино в Грецию из Малой Азии (нынешней Турции). Дионис был сыном бога Зевса и простой смертной - царицы Семелы, тело его было виноградной лозой, а кровью вино. Аналогичные мифы с примечательным постоянством возникают и в других цивилизациях. В одной записи 2700 года до н.э. упоминается шумерская богиня Гестина, имя которой означает "виноградная лоза".
В Египте богом вина был Осирис, само вино иногда называли "слезами (бога) Гора" или потом "Ра" (бога Солнца). Был еще и Шаи— маленький бог виноградной лозы. Шаи имел спокойный нрав и не устраивал буйных празднеств, как Дионис. Может быть, за его достойное поведение, а еще и потому, что веселящее вино мог позволить себе далеко не каждый, Шаи стали считать заодно и божеством довольства, изобилия и богатства
Хотя позднее Христос и сказал: "Я есмь истинная лоза", иудаизм, однако, не устанавливал никакой связи между Богом и вином. Он даже запрещал жертвенные возлияния, столь частые в Вавилоне, Древней Греции и иных местах. Вино имеет важное значение в иудейском ритуале, но злоупотребление им осуждается.
Став господствующей религией, христианство устранило Диониса и Бахуса. Первые епископы считали характерные для вакханалий оргии святотатством - тем более что в них участвовали женщины.
Были боги вина и у других античных народов, к примеру, Оратал — у арабов, Сома — у индийцев и т.д.
Монахи и вино
Вино было тесно связано со всей культурой Средиземноморья. К северу от Альп из-за бесконечных нашествий варваров вековые отрасли оседлого хозяйства (в том числе возделывание виноградников) непрерывно подвергались опасности и приходили в упадок. Виноделию позволила выжить только церковь, нуждающаяся в вине и способная обеспечить постоянство и преемственность. Когда Европа выбралась из смутных времен, виноградники располагались именно вокруг монастырей и соборов.
Но монахи не довольствовались лишь изготовлением вина, они его улучшали, некоторые вина (шампанское) вообще обязаны своим происхождением монахам. В средние века бургундские цистернцианцы первыми стали исследовать почвы Кот-д'Ор и преобразовывать виноградники, выбирая лучшие саженцы, экспериментируя с подрезкой и используя наделы, не подверженные заморозкам и дающие самый спелый виноград. Лучшие виноградники окружали стенами. Оставшиеся от той эпохи огороженные возделываемые участки (clos) свидетельствуют о проницательности монахов. Слово clos стало синонимом слова "виноградник" и вошло в название некоторых винодельческих областей и наименований вин. Цистернианцы из монастыря Клостер Эбербах поступали точно так же в Рейнгау (западная Германия). Все эти усилия были направлены на изготовление вина, предназначенного не только для литургии, но и для продажи: монахи играли существенную, даже основную роль в средневековой винной торговле.
Понемногу жизнь становилась спокойнее, что способствовало расширению и развитию виноградников и оживило торговлю. Но вино никогда не утрачивало полностью своей меновой роли - в раннее средневековье (примерно между V и X веками) торговые суда тайно выходили из Бордо или устья Рейна в западные моря, которые бороздили пираты, и держали курс на Великобританию, Ирландию или еще дальше на север. Любой предводитель варваров считал своим долгом сопровождать пиршество вином; самому уединенному скиту вино требовалось для причастия.
С возрождением торговли возникли крупные винные флотилии. Сотни кораблей шли в Лондон или в порты Ганзы. Реки также превратились в стратегические торговые пути: наполненные вином бочки были тяжёлыми и громоздкими, а потому транспортировка водным путем была удобнее.
Для средневекового человека вино или пиво были не роскошью, а настоящей необходимостью. Вино смешивалось с водой, чтобы сделать её годной для питья. Воду редко пили в чистом виде, по крайней мере в городах. "Простая вода нездорова для англичан", - писал в 1542 году английский ученый Эндрю Бурд.
Перевозилось и выпивалось огромное количество вина. В XIV веке экспорт из Бордо в Англию был настолько значительным, что его средний годовой оборот был превышен лишь в 1979 году. Английский король Эдуард II заказал по случаю своего бракосочетания с Изабеллой Французской вино в количестве, эквивалентном более чем миллиону бутылок. Примерно три века спустя, в царствование королевы Елизаветы I, англичане осушали свыше 40 миллионов бутылок вина в год - и это в стране с населением в 6,1 миллиона жителей.
Вино и христианство
Библия упоминает вино, как установили дотошные исследователи, по крайней мере 521 раз!
До сих пор остается открытым вопрос о природе священных плодов, произраставших в Раю. Одни считают, что пресловутое яблоко было на самом деле виноградом, потому что только его перебродивший сок может открыть разум человека. Разве змей не говорил Еве: "Нет, не умрете, ибо сказал бог, что в день, когда вкусите их, откроются глаза ваши и будете, как Бог, ведающий добро и зло".
"Официально" именно после хаоса очистительного потопа Ной впервые посадил виноград, а также два других священных библейских растения - оливковое и фиговое деревья.
Вино как символ крови жизни появляется еще в Ветхом Завете: Книга Бытия (49.11) настаивает на определении "кровь виноградных ягод", а Второзаконье (32.14) говорит о "крови гроздьев". В более мирском плане одна из второканонических книг, книга Притчей (31.27), утверждает в свою очередь: "Вино - это жизнь для человека (мужчины), если он пьёт умеренно. Что за жизнь у того, кто не имеет вина! Вино создано для радости людской, для веселья сердца, для счастья души". В Песни песней говорится, что вино - знак единения мужчины и женщины: "Мой возлюбленный целует меня в уста, и объятья его лучше вина. ... Возлюбленная моя, груди твои словно кисти винограда".
Таким образом, мы находим в Библии упоминание о винограде в двух смыслах: с одной стороны, это апология священного напитка, источника гармонии и символа единения, с другой - недвусмысленное предупреждение против опасности злоупотребления им. Из семи смертных грехов именно на пьянство указывает Бог, обличая грех чревоугодия.
И совершенно не случайно в Новом Завете Иисус сотворяет свое первое чудо, превращая на свадьбе в Кане воду в вино. Впрочем, виноград постоянно упоминается в речах Иисуса. Например, чтобы объяснить, каким образом человек участвует в божественной генеалогии, он говорит: "Я - виноград, вы - ветви его, а мой Отец - виноградарь".
Именно во время Тайной вечери, знаменитой совместной трапезы ("евхаристии" по-гречески) Иисуса и его учеников, мистика вина обретает свое значение. По сути, Иисус возводит фундамент христианства, когда поднимает кубок с вином и произносит: "Сие есть кровь моя Нового Завета; всякий раз, когда будете пить вино, делайте это в память обо мне". Превращение вина в кровь Христа и хлеба в тело его породило Евхаристию, первое таинство христианской религии. А священная заповедь: "Ядящий мою плоть и пиющий мою мою кровь пребывает во мне и Я в нем" - соблюдалось буквально вплоть до XV века, когда верующие принимали причастие в двух видах во время мессы.
Но Иисус во время Вечери сказал ещё: "Это кровь моя, кровь Завета, который будет распространен по свету многими грешниками". Вот почему кровь, пролившаяся на кресте, должна была скрепить Новый Завет между Богом и людьми. Кровь распятого Христа, вытекшая из-под пронзенного копьём ребра и, как полагают, собранная в чашу, в будущем породит легенду о мистической чаше Грааля с её напитком бессмертия, которую искали король Артур и рыцари Круглого стола.
Однако Иисус Христос предупреждал, что его смерть станет началом новой эры, эры возрождения: "Говорю вам, что не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца моего" (Матфей, 29).
Теперь становится понятным то, о чем, к несчастью, забыл весь мир: вино в христианской традиции не только источник радости, мира и жизни, но прежде всего символ священной связи между человеком и божественной сущностью.
Христианская идея в этом смысле очень близка дионисийскому символу, с одной только разницей: сакрализация вина как крови Христовой и предощущение Нового Завета знаменуют начало новой эры, тогда как празднества в честь греческого бога имели ежегодную периодичность и знаменовали весеннее возрождение природы. В этом втором случае миф носил циклический характер, а в христианской традиции он имеет характер космический и служит точкой отсчета траектории нового времени.
Тайная вечеря (фрагмент)
Вино и ислам
Некоторые могут подумать, что запрет пить вино является неотъемлемой частью исламской религии. Но это не так, потому, что Коран, если в нем и содержатся намеки на опасность чрезмерного употребления вина, порождающего пьянство, никогда не запрещал пить вино.
В одной из сур Корана говорится: "Ешьте и пейте, но не превышайте меру ... Вы можете пить, но не хмелейте". В другой суре сказано: "Дьявол хочет возбудить ненависть и вражду между вами (людьми) через вино и азартные игры. Он хочет отделить вас от Бога и молитвы".
Похоже, что мусульмане воздерживаются от вина больше из боязни опьянения, чем из-за запрета Корана. Во всяком случае, сунниты, фундаменталисты, запретили пить вино. Раскольники-шииты, в отместку суннитам, возвели в достоинство совершенно иное поведение, позволяя употребление вина в количествах, не доводящих до опьянения. И все же шииты пьют в знак протеста против догматического фундаментализма и ради утверждения своего понимания богословия.
В IX веке культура виноградарства достигла в мусульманских странах наибольшего расцвета. Знаменитый врач Авиценна говорил: "Вино - друг мудрого и враг пьяницы. Оно горько и полезно, подобно совету философа. Оно позволено людям разумным и запрещено глупцам. Дурака оно толкает в преисподнюю, а умного ведет к Богу. И потому религия позволяет пить вино мудрому, а разум запрещает это глупому". Этот разумный взгляд со временем все более распространяется среди людей образованных, по мнению которых вино не только служит вдохновению, но приводит и к откровению. Для ученых людей вино превратилось в источник эзотерических знаний. Вот почему оно стало уделом элиты общества и посвященных.
Такое отношение к вину сохранялось вплоть до XII века. Именно тогда были опубликованы замечательные поэтические произведения, и среди них "Похвала вину" Омара Ибн Аль-Фарида, рубаи Омара Хайяма, также воспевавшего вино и полагавшегося на Аллаха в том, сколько пить. И даже позднее, в конце XIII в. венецианский путешественник Марко Поло, описывая Персию, отмечал, что "вина и всяких плодов у них много". В итальянском варианте книги путешественника, изданном в XVI в., уточнялось: "Могут возразить, что сарацины не пьют вина: это запрещено им их законом; на это отвечаем, они толкуют текст вот как: если вино вскипятить на огне, оно частью испарится и станет сладким, и тогда его можно пить, не нарушая заповеди, потому они не зовут его более вином; оно изменило вкус и называется также иначе". А если вспомнить Хафиза, персидского философа и поэта XIV века, то он полагал, что вино вводит человека в общий круговорот вселенной и тем самым делает его частью космоса.
Сегодня, как известно, в практике исламской религии вино запрещено. Считается, что человек недостаточно мудр, чтобы извлечь из вина пользу и избежать чрезмерностей. Пророк ясно сказал, что в сердце человеческом не могут сосуществовать пьянство и вера. Одно исключает другое.
31110