Чем известен штат Калифорния всему просвещенному человечеству? Разумеется, тем, что именно здесь расположен Голливуд, мировая фабрика грез. Но есть в Калифорнии еще один продукт, который экспортируется в 165 стран мира. И это – вино.
В конце XVII века были заложены виноградники, которым по началу не придавали большого значения. Всю важность этого вида винограда виноделы осознали только в XIX веке, когда в Америку пришла «виноградная чума», филлоксера, от которой ничто не спасало и которая нанесла чудовищный урон как европейским, так и американским виноградникам. И тогда-то выяснилось, что американская лоза, плоды которой совершенно не пригодны для изготовления вина, имеет природный иммунитет к филлоксере, и вскоре в Европу поплыли пароходы, груженные подвоями,История калифорнийского виноделия гораздо длиннее, чем может показаться. Еще первые поселенцы в XVI веке обнаружили в Америке местный сорт винограда, который прозвали «лисьим» - за характерный аромат с тем же названием (в действительности аромат имеет земляничный оттенок). Напиток из этого винограда человеку, привыкшему к вкусу европейских вин, пить которые спасали во Франции классические каберне-совиньон и шардоне.
Оправившись от филлоксеры и освоив европейские сорта винограда, американским виноделам пришлось пережить еще один тяжелый период – «Сухой закон». И только после его отмены в 1933 году калифорнийские и орегонские виноградники начали превращаться в то, чем они являются сейчас – огромные территории, прекрасная земля, все передовые технологии и сумасшедшие объемы производства при вполне достойном качестве даже самых недорогих вин. Знаковым моментом стал конец 70-х, когда калифорнийские сортовые вина из каберне-совиньон и шардоне победили в Париже на слепой дегустации.
Ныне в Калифорнии расположено около 90% американских виноградников. Климат «Золотого штата» удивительно хорошо подходит для классических европейских сортов и местной звезды, сорта зинфандель, родство которого с итальянским примитиво американцы энергично оспаривают вот уже двадцать лет.
Одно из достоинств калифорнийских вин – богатство выбора. Поскольку Америка – страна эмигрантов, то, соответственно, все они везли с собой характерные для их стран пристрастия в области вина. Поэтому калифорнийские вина делают и в элегантном французском стиле, и в основательном испанском, и в жизнерадостном итальянском (последних, кстати, больше всего). И даже в строгом немецком – хотя главным популяризатором немецкого вкуса в Калифорнии выступает чистокровный англосакс Джим Аллен, проникшийся немецкими винами во время работы переводчиком ООН в Австрии. И теперь на своей винодельне Sequoia Grove делает белые вина, которые больше всего похожи не на ровные, но скучноватые калифорнийские шардоне, а на лучшие примеры мастерства производителей Мозель-Саар-Рувера.
Прелесть Калифорнии для виноделов – климат и земля. Здесь тепло, достаточно влажно (но не слишком), а почвы отличаются завидным разнообразием, что позволяет выращивать здесь почти любые сорта винограда. Лучшие виноградники Калифорнии расположены в двух долинах – Напа и Сонома.
Что есть что
Многие винные критики делят американских виноделов на три категории: гиганты вроде E.& J. Gallo, выпускающие миллионы бутылок в год, так называемые бутиковые винодельни, ограничивающиеся несколькими тысячами ящиков вина обычно очень высокого качества, и несколько семейных компаний, которые умеют обеспечивать фантастический уровень вину, выпускаемому в достаточно больших объемах. К последним относятся винодельни Роберта Мондави, Джозефа Фелпса, Беринджер (старейшая в Калифорнии) и Кендал-Джексон.
Что касается бутиковых виноделен, то с их продукцией познакомиться довольно сложно, поскольку обычно вся их продукция распространяется внутри самой Америки по подписке по ресторанам и специализированным винным магазинам. В России представлено несколько вин, которые можно отнести к этой категории или назвать «почти бутиковыми». Это Benziger, Cakebread Cellars, Sequoia Grove, St. Francis (названной в честь не кого-нибудь, а прямо св. Франциска Ассизского), Inglenook и несколько других. Эти винодельни обычно основывались энтузиастами, любителями вина, которые начинали заниматься виноделием почти случайно, но затем умудрялись достигать высот, которым могли бы позавидовать дипломированные энологи. Так, владелец Benziger Майк Бензигер купил виноградник, бросив вполне преуспевающий семейный импортный бизнес и, судя по всему, ни разу не пожалел об этом поступке, поскольку винодельня, достроенная в 1981 году, начала получать свои первые медали уже в 1982 году. Джейк Кейкбрэд, владелец Cakebread Cellars, купил виноградник у пожилых друзей семьи, которые не хотели отдавать любимое поместье в чужие руки. До этого Джек вообще-то был фотографом, автомехаником и сменил еще не одну профессию. А купив винодельню, несмотря на преклонный возраст, пошел учиться на факультет виноделия в Университет Калифорнии, а потом еще и получил степень MBA в Беркли, и чрезвычайно удачно сумел применить полученные там знания. И теперь он говорит: «Мы начали довольно скромно, долго старались занять то место, которое сейчас мы занимаем в винном бизнесе».
Но самый «дипломированный» (правда, совсем не в области виноделия) – это владелец Sequoia Grove Джим Аллен. До того как стать виноделом и обзавестись виноградником рядом с Opus One Мондави, он получил дипломы по психологии, по политологии и даже по философии в Инсбруке (Австрия). В Австрии он полюбил европейские вина и попытался потом воспроизвести их на калифорнийской земле.
Новаторы в Напе
Долина Напа, известная своими виноградниками еще с XIX века, с конца 60-х переживает свою вторую молодость, что не в последнюю очередь связано с тем, что именно тогда здесь обосновался Роберт Мондави. Его вклад в калифорнийское виноделие невозможно переоценить – именно он, например, выяснил, как обращаться с пино нуар в этих краях, и один из немногих управился с этим капризным бургундским сортом.
Но достижения Мондави не ограничиваются только научными изысканиями. Он выпускает отличные сортовые вина вроде Mondavi Merlot Napa Valley и Mondavi Cabernet Sauvignon Napa Valley. И он же первым создал вино класса ultra-premium Opus One, созданное совместно с французским семейством Ротшильдов – безумный по смелости, но успешный эксперимент по производству в Калифорнии супер-вина в стиле бордо.
Еще один человек-бренд из Напы – Джозеф Фелпс, который основал свою винодельню несколько позже Мондави, в 1972 году в Спрингс-Вэли (Springs Valley). Он начал с сортовых вин, но постепенно пришел к важности понимания того, что основу вина составляет не сорт, а земля. Выражением этой философии стало великое вино Insignia – еще одно супер-вино в стиле бордо, которое выражает все богатство калифорнийской земли. Вторая попытка «пройти путем бордо» также увенчалась успехом – вино Délice du Sémillon, выпускаемое с 1983 года, признано лучшим десертным вином «в стиле Сотерна».
Калифорнийцы в России
Калифорнийские вина в России до сих пор чувствуют себя немного чужаками. Недорогих вин из этого штата в магазинах почти нет, а дорогие мало кто рискует покупать, не зная ничего о производителе. Да и с этим не все просто – стоило московским любителям вина выучить имя Роберта Мондави, как после кризиса 1998 года это вино исчезло с российского рынка и вернулось на него совсем недавно. Судя по всему, в России лучше покупают «именные» вина от того же Мондави, от Джозефа Фелпса и т.п.
Хотя со временем ситуация улучшается. Отчасти благодаря тому, что любители вина начинают все больше читать международных журналов, где американские вина – не последняя тема, да и русские издания начали что-то писать об этом. Но основной груз просвещения лежит на плечах компаний-импортеров, которые стараются как могут.
Совсем недавно компания МБГ провела конкурс на знание калифорнийских вин среди профессионалов. Участвовали сомелье самых рейтинговых московских ресторанов, таких как: «Анджело», «Пушкин», «КРЦ Хрустальный дворец», «Марика», «Савой»… Мастерство сомелье оценивало экспертное жюри, в составе которого присутствовали: Жерар Иверно, вице-президент компании Kobrand, экспортера калифорнийских вин, Франк Арди, шеф-сомелье ресторана «Каре Блан», Алексей Сидоров, председатель Российской ассоциации сомелье, и Игорь Сердюк, журналист, главный редактор газеты «Винная карта».
Победителем конкурса, награжденным поездкой в Калифорнию, стал шеф-сомелье ресторана «Марика» Алексей Нагорянский. Второе и третье места заняли, соответственно, Соколов Евгений («Анджело») и Панасенко Антон («Савой»).
Вице-президент компании Kobrand Жерар Иверно отметил, что был приятно удивлен ответами конкурсантов, поскольку не ожидал от российских сомелье столь высокого профессионального уровня и таких глубоких познаний в области калифорнийского виноделия.
26134