В странах бывшего Советского Союза виноградный бренди традиционно называется «коньяк». То, что слово «коньяк» написано по-русски ставит их вне регламентации производства и продажи Cognac. К тому же, по архивным документам установлено, что первый коньяк Российской Империи был получен в 1865 году в г. Кутаиси, т.е. на 44 года раньше официальной регистрации контролируемого названия «коньяк» во Франции.
До возникновения отечественного коньячного производства в Кизляре существовало производство виноградного спирта. Из сорта винограда «Алый Терский», дающего вино низкого качества, виноделы Кизляра готовили виноградную водку – «кизлярку», после выдержки в бочках напоминающую коньяк.
Первые заводы по выработке коньяков были организованы на Кавказе в 1881 году в Кизляре и Тбилиси, а в 1890 году – в Ереване. Производство коньяка оказалось настолько выгодным делом, что в течении 5 лет на Кавказе возникло более 10 коньячных заводов. Одновременно было организовано коньячное производство в Бессарабии и Кишиневе.
Наиболее крупными монополистами вина и коньяка в России были Д.З. Сараджишвили и Н.П. Шустов. Фирма Сараджишвили разработала технологию коньячного производства, использовав французский опыт. Коньяки российского производства широко поставлялись за границу, и неоднократно там награждались.
Первая мировая война, революция и гражданская война привели к свертыванию коньячного производства, которое начало вновь развиваться только после 1924 года. В 1936 году были утверждены единые технологические правила производства коньяков, в 1940 году разработана подробная технология. В 1948 году коньячное производство выделилось в самостоятельную отрасль винодельческой промышленности. К 1988 году в СССР вырабатывалось 73 наименования марочного коньяка и три марки ординарных коньяков. Многие из них на международных дегустациях были удостоены золотых и серебряных медалей.
В последней четверти XX столетия отечественные коньячные производители пережили напасть, подобную нашествию филлоксеры во Франции. Правительственное постановление о борьбе с пьянством 1986 года и последующее массовое уничтожение виноградников привели к катастрофе коньячное производство. Последовавший затем распад СССР разрушил наработанные годами хозяйственные связи, что немедленно отразилось на объеме производства отечественных коньяков. Образование независимых государств, установление рыночных отношений коренным образом изменили механизм сбыта продукции. Рынок захлестнули подделки.
Тем не менее, российские виноделы, так же как и их коллеги из стран ближнего зарубежья постепенно преодолевают эту полосу неудач. Ежегодно наращиваются объемы производства, возрождаются традиции производства известных марок коньяков, разрабатываются новые марки.
24702