24.11.2011
Реклама охотно внушает нам естественность: вот, например, в густой йогурт добавляются красивые красные, спелые ягоды клубники. Однако то, что придает клубничному йогурту вкус клубники - не всегда плоды, а часто более выгодные по цене ароматизаторы. Как полагает С. Швартау из Общества защиты прав потребителей в Гамбурге, довольно трудно найти в супермаркете готовые продукты без ароматизаторов. И все же многие потребители интересуются такими продуктами. Поэтому защитники прав потребителей составили теперь список продуктов питания, в которые не добавляются ароматизаторы из лаборатории.
На территории Евросоюза разрешены почти 3000 ароматических веществ, не требующих точного указания используемых для их изготовления субстанций. Если они применяются, то на упаковке достаточно просто указать "ароматизатор". Иногда еще добавляют "натуральный" или "идентичный натуральному". "Для потребителя это зачастую как черный ящик", - критикует Швартау. "Что за этим скрывается, знают лишь немногие". Даже если это звучит по-другому: в лаборатории производятся как "натуральные", так и "идентичные натуральным" ароматические вещества. У "идентичных натуральным" лишь химическая структура натуральных ароматов. "Правда, как покупатель, при этом термине ожидаешь что-то совсем другое", - замечает эксперт по питанию С. Швартау. И поэтому в странах Евросоюза производителям продуктов питания с 1 января 2011 запрещено рекламировать продукцию запутывающими обещаниями.
Но и по-прежнему допускается благозвучный термин "натуральный". Правда, он обещает лишь, что аромат был добыт из природного сырья. Так что, аромат клубники можно получить также из другого природного сырья при помощи ферментов, плесневых грибков. "Для меня это самое большое введение в заблуждение потребителя", - критикует Швартау. Она советует покупателям очень внимательно смотреть на надпись. Если только на упаковке стоит "натуральный аромат ванили" или "натуральный аромат клубники", лишь тогда он действительно получен из соответствующего продукта питания. "Если же написано "с идентичным натуральному аромату ванили", то аромат может быть произведен и из опилок".
И все-таки, почему производители продуктов питания так охотно используют ароматизаторы? "Просто-напросто это выгоднее", - говорит Швартау. "Ароматизировать 100 кг. йогурта ароматом малины стоит всего несколько центов. Настоящая малина обошлась бы целых 30 евро". Зачастую производители еще содействуют улучшению вкуса и при помощи заменителей.
Возрастающее использование ароматических веществ является проблематичным, так как они влияют на наше вкусовое восприятие. Тот, кто привык к интенсивному вкусу готовых продуктов питания, охотно использует их снова и снова. По мнению Швартау, для детей натуральные продукты питания все чаще вообще являются невкусными. Но если вместо фруктов проглатывать все время ароматизаторы, это приведет к недостатку витаминов и минералов. Следующая проблема: усилители вкуса, но также и ароматизаторы, могут возбуждать аппетит и соблазнять, съесть еще больше.
Как считает эксперт Швартау, это может привести к нескольким килограммам лишнего веса. Еще мало известно про риск для здоровья, вызванный ароматизаторами, например, вызывают ли они аллергию, влияют ли негативно на наследственность. Насколько безопасными являются используемые в странах Евросоюза ароматические вещества, в рамках большой программы в настоящее время исследует Европейское ведомство по безопасности пищевых продуктов. Разрабатывается банк данных с информацией о представляющих собой риск для здоровья ароматизаторов, который будет доступен в режиме онлайн.
Насевич Екатерина по материалам Stern
30176