«Здесь логичным будет перейти к рассказу о современном производстве чая в Республике Шри-Ланка. История возникновения культуры этого чая, называвшегося раньше цейлонским, показательна в том отношении, что завезенная извне культура стала на многие годы одной из основ экономической жизни этого островного государства.
Большинство плантаций цейлонского чая расположено в горных районах юга страны на высотах от 1000 до 2700 м над уровнем моря. Выделяются шесть чайных районов, все они лежат к востоку и на юг от столицы Коломбо: Нувара Элья, Ува, Димбула, Канди. Галле и Ратнапура. Все они имеют свои индивидуальные характеристики.
Лучший чай получают на плантациях Нувара Элья, расположенных высоко в горах, где сборы января-февраля дают продукт, именуемый «шампанским» цейлонского чая. Высокая репутация и у чая с восточных склонов гор района Ува, особенно от сборов июня-сентября. Подобные оценки получают и сборы сухого периода (январь-февраль) на плантациях Димбулы. Последние три из шести перечисленных районов дают чай среднего качества, который широко используется в чайных смесях. С конца XIX в. сохраняется установленная еще Томасом Липтоном практика предлагать на международный рынок готовую смесь «цейлонский бленд».
Жаркая парная атмосфера плато и предгорий создает прекрасные условия для круглогодичного сбора листа с интервалом всего лишь в семь-восемь дней. Наилучший чай получают с наиболее высоко расположенных плантаций в центре горного массива и только от сборов, проводимых с конца июня до конца августа в восточных районах и с февраля — начала марта в западных районах. В остальное время года сбор чая также дает качественную продукцию, хотя на низко лежащих плантациях получают чай среднего качества.
Весь этот чай принято группировать по трем категориям: низкогорные чаи (до 600 м над уровнем моря), на которые приходится 54% общего объема, средневысотные (600-1200 м), составляющие 19%, и высокогорные (1200 м и выше), составляющие 27%. При всем этом следует отметить, что производимые в Шри-Ланке черные чаи не слишком сильно разнятся между собой, что можно объяснить как сравнительно однородными почвенными и климатическими условиями, так и тем, что на плантациях используются сходные агротипы ассамской разновидности чайного растения.
Многие годы, еще с конца XIX в., подавляющее большинство плантаций страны находилось в руках британских компаний (достаточно вспомнить хотя бы историю возникновения и роста чайного дела компании «Липтон»). Но в 1971 г., за год до провозглашения этого британского доминиона республикой, правительство левых сил страны объявило земельную реформу, по которой под государственный контроль переходило большинство плантаций чая, каучуконосов и кокосовой пальмы, составляющих основу сельского хозяйства. В частном владении оставалась лишь треть плантаций. Однако неудовлетворительное чиновничье ведение дел привело к тому, что в 1990 г. была принята программа реструктуризации, в рамках которой проводится кампания по привлечению частного капитала, национального и иностранного, к управлению плантациями — хозяйственному и финансовому, хотя и под контролем государства. В том году было произведено 233,1 тыс. т чая.
Политические и экономические проблемы прошлых лет подорвали позиции цейлонского чая на рынках Британии и арабских стран, где к тому же сокращалось потребление рассыпного черного чая в пользу чая в пакетиках одноразовой заварки. Добротный цейлонский черный чай «ортодокс» нашел, однако, для себя емкий рынок среди жителей новой Российской Федерации, и это дало сильный стимул подъему всего чайного производства. Народившиеся в России в 90-х гг. частные чаеторговые компании стали охотно брать этот чай, который быстро получил признание среди россиян, привыкших к традиционному рассыпному черному чаю.
Приход частных инвесторов привел к обновлению производства на ряде плантаций, повышению урожайности (с 1 до 1,5 тыс. га), переориентации некоторых из них на «ходовую» продукцию, в частности чай «CTC», чай в пакетиках, чай в оригинальных упаковках. При годовом производстве чая примерно 284 тыс. т в 1999 г. на листовой чай («ортодокс») пришлось 265 тыс. т, на «CTC» — 19 тыс. т. Для повышения авторитета цейлонского чая министерство плантационного производства и Чайный совет страны установили для своего 100 %-го чая специальную эмблему — логотип с изображением льва с 17 точками на нем. К 2001 г. Чайным советом Шри-Ланки было зарегистрировано около 75 экспортеров цейлонского чая, поставляющих его в целом почти в 130 стран.
К началу XXI в. Шри-Ланка стала третьим крупнейшим в мире производителем чая (23% мирового рынка чая). Занимая третье место по производству чая, она дает около 10% мирового продукта чая». (В. М. Семенов. «Приглашение к чаю»)
27963