К сожалению, несколько лет назад Индия утратила и, вероятно, на долгое время свое лидирующее положение как ведущего чайного экспортера. Из-за растущего ежегодно на 3-4% спроса на чай в огромной численности населения стране постепенно образуется существенный разрыв (примерно в 200 тысяч тонн между производством и внутренним потреблением.
Ежегодно Индия экспортирует 200 тысяч тонн чая, что составляет 15,25% мирового рынка. Это четвертое место после Шри-Ланки, Кении и Китая.
Поскольку страна по общей площади чайных плантаций занимает второе место после Китая и не имеет возможности увеличивать их бесконечно, то все усилия она направляет на увеличение производительности. Эту работу возглавил созданный в 1953 году при Министерстве торговли Совет по чаю. Благодаря деятельности Института исследования чая в городе Токлае (штат Ассам), Южно-Индийского института, Центра исследований чая в Дарджилинге производительность чайных плантаций страны возросла с 822 кг в 1948 году до 1810 кг в 1997 году.
Распад СССР нанес неожиданный и чувствительный удар по индийской чайной промышленности. Дело в том, что СССР, будучи самым крупным импортером индийского чая, тем не менее чай не покупал, а получал по бартеру в обмен на свою продукцию машиностроения.
Таким образом, в Индии сложился пул из десятка крупнейших чайных компаний, которые процветали и не имели проблем со сбытом чая в СССР. Распад Советского Союза самым катастрофичным образом сказался на индийской чайной промышленности, вследствие чего экспорт ее продукции в Россию и страны СНГ резко сократился до 45 тысяч тонн в год. В условиях спада чайной индустрии некоторые индийские фирмы воспользовались ситуацией в корыстных целях: начали сбывать частным оптовым покупателям из России дешевое сырье низкого качества, подмешивать в чай всевозможную труху. Спекулируя на сложившейся в свое время в СССР безупречной репутации индийского чая, некоторые из них стали завозить чай низкого качества из других стран (Индонезии, Вьетнама, Аргентины) и продавать как индийский.
Учитывая огромный спрос на чай из престижных чайных регионов, они поставляли на экспорт свою продукцию под обозначением «чистый дарджилинг», «чистый ассамский чай», «чистый чай Нилгири», хотя эти чаи смешивались с чаями из других областей.
Для того, чтобы защитить репутацию продукции этих регионов, правительственная организация Чайный совет внедрила три отличительных знака. Они должны гарантировать 100%-ную чистоту чаев из этих регионов. Одновременно Чайный совет предложил разрешить импорт чая в саму Индию, которая не может пока обеспечить растущие потребности населения. Правительство страны, обеспокоенное создавшейся ситуацией, наметило широкую программу мер с целью поощрения развития чайной отрасли. Она предусматривает, в частности, предоставление долгосрочных займов чаеводам, снабжение их машинами, выделение субсидий для рекультивации чайных насаждений.
Последняя мера особенно важна, так как средний возраст многих плантаций; (в том числе.Дарджилинга) составляет сто лет, хотя чайные деревья наиболее продуктивны в течение первых сорока лет.
Будучи выполненными, намеченные меры позволят Индии к началу XXI столетия довести производство чая до миллиона тонн в год, а его экспорт — до 250 тысяч тонн. Индийский чай принято подразделять на северо-индийский и южно-индийский». (Ю. Г. Иванов. «Энциклопедия чая»)
26331