«Значительны объемы производства чая в Индонезии — одного из крупнейших участников международного рынка чая. Голландские колонизаторы, которые триста лет управляли этой страной, были первыми, кто познакомил индонезийцев с чаем, привозимым из Китая, они же стали в начале XVIII в. создавать на Яве чайные плантации, пытаясь использовать завозимые из Китая семена, которые, однако, не получали хорошего развития. Позже голландцы переключились на ассамский гибрид и на его основе создали крупное производство чая на Яве и Суматре.
К началу Второй мировой войны черный рассыпной чай из Индонезии наравне с чайной продукцией Индии и Цейлона доминировал на международном рынке. Однако война и последовавшие годы трудного становления Индонезии на путь самостоятельного развития были отмечены, вплоть до 80-х гг., запустением в чайном производстве.
В последние десятилетия много было сделано для обновления и расширения этого производства: налажено управление плантациями, улучшена агротехника, внедрены лучшие клоны чайного растения, переоборудованы фабрики, которые теперь производят черный чай по технологии «CTC», пакетированные чаи и во все возрастающих размерах зеленый чай, который становится популярным среди индонезийцев.
К концу XX столетия в Индонезии действовали 16 чайных фабрик, обслуживающих крупные плантации на Яве, Суматре и первые плантации на Сулавеси. Плантации на Яве занимают площади около 34 тыс. акров, на Суматре и других островах — свыше 147 тыс. акров.
Чайные посадки вегетируют в этом тропическом климате круглый год даже при некотором недостатке осадков. Лучшими считаются сборы в июле, августе и сентябре, хотя условия произрастания на Яве и на Суматре сильно различаются. Плантации на вулканических породах недалеко от Бандунга или Медана дают более качественную продукцию.
Особенно качественный чай производят на Северной Суматре на высокогорной плантации, раскинувшейся вокруг озера Тобо, возникшего в громадном кратере некогда потухшего вулкана. Извергаясь вновь, вулкан создал в центре большой остров, получивший имя Самосир. Трудно передать ощущение красоты природы этих мест и умиротворенность всей жизни вокруг, в том числе на склонах, засаженных рядами чайных кустов. Экзотика района озера Тобо привлекает все возрастающее число ценителей природы, в первую очередь из близлежащего Сингапура. Можно понять чувства сингапурских туристов: безмятежный и почти безлюдный остров в центре озера Тобо, омываемый к тому же чистейшей водной гладью, не просто радует душу, но и восхищает тем, что своими размерами он превосходит весь Сингапур — бурлящий жизнью остров-государство с 3 млн жителей.
К 2000 г. все производство чая составляло около 160 тыс. т, из которых 120 тыс. т — черный чай и 40 тыс. т — зеленый. Из черного чая по технологии «CTC» переработано только 10%. Большая часть черного чая (90%) шла на экспорт. Индонезийский чай имеет хорошую репутацию на мировом рынке. Крупные чаеторговцы широко используют его для купажа. Этот чай дает хороший яркий настой и приятный слегка терпкий вкус. Некоторые сорта с фабрик Медана и Богора идут на мировой рынок под собственными марками («Гунунг мае» и др.).
Политический и финансовый кризисы, поразившие Индонезию в 90-х гг., отразились на чайном производстве. Оно упало в 1998 г. до 95,6 тыс. т, в 1999 г. — до 81 тыс. т. Но затем пошел процесс стабилизации и роста производства». (В. М. Семенов. «Приглашение к чаю»)
27682