Китайская истина о еде
Наверное, каждому человеку знакомо выражение «мы есть то, что мы едим». Оно как нельзя лучше отражает давно признанную в китайской культуре истину, состоящую в том, что пище, которую употребляет человек, является лекарством (при условии соблюдения гармонии в еде). Одним из наиболее ранних упоминаний о пище как о лекарстве является трактат «Классика Внутренней Медицины Желтого Императора» (Хуан-Ди ней Цзин), датируемый 18 веком до нашей эры. Этот трактат написан в форме диалога между китайским императором Хуан-Ди и его врачом Ци-Бо.
На вопрос императора о происхождении болезней и о том, можно ли изменить природу явления четырех времен года и взаимодействия Инь и Янь на окружающий мир, врач восклицает: «Превосходный вопрос!».
Затем он очень подробно описывает пять естественных состояний: холод, тепло, сухость, влажность и ветер. Согласно его словам, каждое из этих состояний связано с особым запахом и оказывает определенное воздействие на организм человека. Так, холод связан с солеными запахами и оказывает воздействие на почки, тепло связано с горькими запахами и оказывает воздействие на сердце, сухость связана с пряными запахами и воздействует на легкие, влажность связана со сладкими запахами и воздействует на желудок, а ветер связан с кислыми запахами и оказывает воздействие на печень.
Ци-Бо объясняет императору: «Если пища содержит избыток соли, пульс человека становится жестче,
глаза начинают слезиться, а лицо становится одутловатым. От слишком горькой пищи кожа начинает стареть, а волосы на теле – выпадать. Избыток пряностей в пище приводит к тому, что мышцы становятся узловатыми, а ногти на пальцах рук и ног разрушаются. Слишком кислая пища вызывает появление морщин и затвердевание плоти. А если пища слишком сладкая, кости начинают ныть и человек быстро теряет волосы на голове».
Далее врач рассказывает Хуан-Ди о характере взаимодействия различных запахов и о том, каким образом можно использовать одни запахи для уравновешивания других. По его словам, кислые запахи являются неблагоприятными для мышц, однако пряные запахи с успехом им противодействуют; горькие запахи оказывают укрепляющее воздействие на сердце, а оно, в свою очередь, «разгоняет» кровь и стимулирует работу печени.
Из вышеописанных сложных и во многом символических наблюдений древних китайцев за воздействием природных явлений на работу внутренних органов выросла целая наука гармоничного сочетания продуктов и правильного приготовления пищи.
И при выполнении всех правил каждое блюдо будет оказывать на организм человека лечебный эффект, уравновешивающий воздействие времен года, погодных явлений и даже эмоционального состояния.
Кулинарные традиции фен-шуй
Кулинарные традиции китайцев формировались на протяжении многих веков на основе богатой и многогранной культуры, поэтому они тесно связаны с другими аспектами этого искусства: астрологией, нумерологией, традиционной медициной и т.п. «Корнем» всех этих искусств является понимание энергии как основного элемента Фен-Шуй. Без глубокого интуитивного осознания энергетических изменений, которые происходят в окружающем человека мире, невозможно по-настоящему практиковать Фен-Шуй.
Древние археологические находки свидетельствуют о том, что уже в 8-3 веках до нашей эры в Китае существовали публичные рестораны, а первая кулинарная книга была составлена примерно 1500 лет назад. Уже в те времена гастрономическое искусство являлось предметом серьезного изучения, и это особое отношение китайцев к приготовлению пищи сохранилось до наших дней. В Китае считается, что пища даруется человеку Небом, поэтому любая трапеза рассматривается как момент приобщения к культуре нации, и все действия, совершаемые в течение этого процесса, имеют определенное значение.
Принятие пищи начинается с раскладывания блюд на тарелки
По традиции, на больших парадных обедах должно присутствовать до 40 различных блюд. Каждый человек, сидящий за столом (чаще всего круглым) получает пиалу, наполненную пресным вареным рисом (его едят, смешивая с различными соусами), и палочки для еды. В центре стола ставятся общие блюда с многочисленными закусками, разнообразными соусами, приправами и специями.
Каждый из присутствующих за столом кладет в свою тарелку из общей посуды часть того блюда, которое по его вкусу, а из разных соусов и специй можно составить приправу, исходя из собственных предпочтений. В начале трапезы пьют зеленый чай (без сахара и молока).
Затем подаются блюда с холодными закусками: мелко нарезанным мясом, рыбой, овощами и т.п. После холодных закусок переходят к горячим, а затем наступает череда основных блюд. К ним относятся, в первую очередь, рис, рисовая лапша, клецки, пельмени и другие изделия из теста, с начинкой и без начинки, бульоны.
В качестве десертов предлагаются фрукты, фруктовые салаты-коктейли, печенье, пирожные, пудинги, торты и т.п. Заканчивают трапезу снова чаем, но теперь в него добавляют немного масла. Именно такой порядок и состав блюд считается наиболее благоприятным для пищеварения. Согласно китайской традиции, чем торжественнее повод, по которому люди собираются за столом, тем больше блюд должно на нем присутствовать. Каждая перемена блюд обычно включает 4-5 кушаний на любой вкус.
По общепринятому правилу, все гости должны обязательно попробовать каждое из подаваемых блюд, однако ни одно из них не должно съедаться полностью. На тарелке или подносе оставляется малая часть или кусочек подаваемого блюда. Этот остаток нельзя съедать, чтобы запасы пищи в доме никогда не иссякали. А чтобы привлечь в дом гостей и положительную энергию Ци, хозяйке следует подавать дополнительную порцию еды, чтобы никто из приглашенных не остался голодным.
Традиционно в конце китайской трапезы гостям предлагается попробовать печенье-гаданье. Количество печений должно быть равно количеству человек за столом. Гость должен надкусить печенье и достать находящийся внутри и свернутый в трубочку листок бумаги, на котором написано предсказание. Данный ритуал – это дань старой традиции, в наши дня он чаще всего воспринимается как игра, а не как способ изменить жизнь, заглянув в будущее.
Едят китайцы медленно и понемногу, наслаждаясь процессом принятия пищи. В знак особого внимания и уважения гостям принято подкладывать в пиалу угощение своими палочками. В китайских ресторанах пища готовится непосредственно перед подачей на стол. Часто посетители имеют возможность сами наблюдать за процессом приготовления заказанного ими блюда. И это не просто уловка, используемая для того, чтобы привлечь в свой ресторан как можно больше посетителей. Все дело в том, что по теории Фен-Шуй любой продукт (как растительного, так и животного происхождения) обладает определенным энергетическим потенциалом. И чем свежее продукт, тем выше его потенциал, тем больше положительной энергии перейдет от него к человеку и тем больше пользы его здоровью принесет употребляемая пища.
Согласно традициям китайской гастрономии , блюдо считается хорошо приготовленным только в том случае, если оно аппетитно выглядит. Поэтому о дизайне и украшении пищи китайские повара заботятся не меньше, чем о ее вкусовых качествах. Блюда украшаются теми же продуктами, которые входят в их состав.
Овощи и цитрусовые виртуозно нарезают на тонкие ломтики, которые могут иметь различную форму и образовывать изящные фигурки цветов, птиц, рыбок, животных и даже целые пейзажи. Сервировке стола в традиционной китайской кухне также придается большое значение. Здесь принято выдерживать ровную цветовую гамму (чаще всего бело-синюю) и избегать резких цветовых контрастов.
Посуда, в которой приготовленные блюда подаются к столу, не должна иметь острых углов. Оптимальными формами считаются круглая, овальная или восьмиугольная.
Еще одно правило Фен-Шуй предупреждает о том, что ни в коем случае
нельзя ставить на стол посуду с изъянами: сколами, трещинами или любыми другими повреждениями. Такую посуду необходимо сразу же выбросить, поскольку ее дальнейшее использование может стать причиной дальнейших несчастий или негативно отразиться на вашем здоровье.
Пища, поданная на посуде, имеющей трещины или сколы, теряет свои положительные свойства и становится вредной для организма человека. Свойства пищевых продуктов. Согласно теории Фен-Шуй, все продукты в той или иной степени обладают свойствами Инь и Янь. В значительной степени эти свойства зависят от того, растет ли данный продукт на открытом воздухе при солнечном свете или созревает в земле или в темноте.
Рассмотрим свойства некоторых наиболее часто употребляемых человеком продуктов
Продукты животного происхождения, включая яйца, обладают свойствами Янь. Их рекомендуется включать в рацион людям, которые испытывают нехватку Янь или имеют слабое здоровье. Рыба сохраняет относительное равновесие Инь и Янь. Это объясняется тем, что она живет в водоемах – естественных вместилищах энергии Инь и в то же время подвергается воздействию солнечных лучей, проникающих в верхние слои водного царства.
Поэтому рыбные блюда часто рекомендуется включать в рацион людей, которые страдают от недостатка обеих форм энергии. Рис также обладает равновесной энергией, так как он выращивается на солнце, но при этом его зерна остаются скрытыми внутри кожуры. Такая энергетическая сбалансированность позволяет включать блюда из риса в любую диету и употреблять их в течение круглого года.
Однако в буром рисе содержится больше энергии Янь (как указывает его красноватый оттенок), чем в белом шлифованном рисе. Что касается овощей, то корни и корнеплоды, растущие земле, обладают свойствами Инь, а те, плоды которых созревают на открытом воздухе, имеют свойства Янь. Несмотря на то, что почти все фрукты на 80-90% состоят из воды (качество Инь), они созревают на солнце, в течение долгого времени находясь под воздействием его лучей. Благодаря этому энергетический баланс фруктов смещается в пользу Янь.