«Есть три способа обанкротиться. Первый способ самый приятный – это женщины. Второй способ самый надёжный – это азартные игры. И третий способ – то, чем занимаюсь я, сельское хозяйство. Он самый долгий и трудный, но я предпочёл именно его». Морис Ришар Хенесси, аристократ, знаток классической литературы и заядлый театрал, должно быть, часто вспоминает эти слова своего отца. Ирония в том, что речь идет не о какой-нибудь убыточной фермерской рутине, а о блестящем бизнес-проекте – производстве знаменитого коньяка.
Скоро минет 250 лет, как семья Хеннесси «занимается сельским хозяйством» – выращивает виноград и делает из него удивительный напиток, который ценят во всем мире. И не даром. Ведь именно марка «Хеннесси» привила человечеству вкус к этому благородному напитку. Но обо всем по порядку.
Все началось с довольно грустного происшествия. Служивший французской короне ирландский наемник Ричард Хеннесси получил ранение. Случилось это в 1765 году. Лечиться ему пришлось в госпитале острова Рэ, что недалеко от города Коньяк. На тот момент одноименного напитка еще не знали. Зато здешний бренди был очень популярен, особенно у вояк, идущих на поправку в местном госпитале. Ричард поразмыслил и решил забросить военную карьеру и заняться делом.
Вскоре он основал в Коньяке торговый дом Societe Hennessy, Connelly & Arthur. В это время на его родине как раз не уродил хлеб, зерна на производство алкоголя не хватало, Ирландия нуждалась в выпивке. Рынок сбыта был готов. Дело оставалось за малым – изготовить товар. И местные виноградники не подвели Ричарда Хеннесси. Долина реки Шаранта с известковыми почвами и влажным климатом идеально подходила для производства крепкого напитка. К тому же бочки можно было сплавлять прямо по реке к побережью Атлантического океана. А оттуда недалеко и до туманного Альбиона, и до родной Ирландии. Француз ни за что не завоевал бы этот рынок, но ирландец с нужными знакомствами и связями с легкостью справился с этим делом.
Впрочем, коньяк Ричарда Хеннесси покорил даже избалованную винами и бренди Францию. Через девятнадцать лет после основания торгового дома этот напиток уже с удовольствием вкушал сам король Людовик XVI. А за ним – и вся французская аристократия. Этот коньяк уже тогда считался дорогим и изысканным. Но тут возникла проблема, с которой сталкиваются все производители популярных товаров – все чаще Хеннесси стали подделывать. Благо это было нетрудно: никаких особых опознавательных знаков у бочек с коньяком не было.
Великую Французскую революцию торговый дом пережил без потерь. Даже наоборот: вышел на обширный североамериканский рынок, очень быстро став основным импортером французского коньяка на континент. Сын Ричарда, Джеймс, поддержал революционеров, войдя в состав национальной гвардии Коньяка. В эти смутные времена ему удалось приумножить землевладения семьи, а также очень удачно жениться – на дочери другого коньячного короля Фредерика Мартеля.
Серьезные трудности принес девятнадцатый век. Отец-основатель знаменитого торгового дома отошел в мир иной. В Европе тем временем началась эра Наполеона. Франция на долгое время оказалась в торговой блокаде. Так что поставки коньяка в другие страны чуть было не прекратились совсем. К счастью, Джеймс нашел выход. Бельгия во время наполеоновских войн сохраняла нейтралитет. Ее портами и воспользовался Хеннесси.
Годы сменяли друг друга, Наполеон пал, а коньяк «Хеннесси» выстоял. Как это ни цинично звучит, но еще большему укреплению марки в Великобритании и Новом Свете послужила чума 1832 года. Лекари уверяли, что предупредить болезнь можно только одним способом: «обеззараживая» себя хорошим коньяком. Такая профилактика пришлась ко двору в Лондоне – и в прямом и в переносном смысле. Английская аристократия быстро распробовала этот напиток. Также «Хеннесси» благосклонно приняли в России. Первые поставки этого напитка в нашу страну приходятся на 1818 год. Императору коньяк понравился, что позволило торговому дому укорениться и здесь. Затем «Хеннесси» покорил Азию и Австралию. Конечно, у японцев он не пользовался такой популярностью, как, скажем, у ирландцев или французов, но продажи все равно неуклонно росли.
К этому времени уже несколько лет семья Хеннесси сотрудничала с Жаном Фийю, мастером ассамбляжа, искусства смешивания виноматериалов. Он, а затем многие поколения его предков, будут создавать то, что мы сейчас называем «букет Хеннесси».
Жизнь не стояла на месте, ее темпы ускорялись, коньяк уже невыгодно было продавать целыми бочками. Такую покупку мог себе позволить разве что крупный ресторан или владелец замка с винным погребом. К тому же, мошенники часто продавали под видом «Хеннесси» похожие бочки с невообразимым пойлом. А это подрывало авторитет марки. Наступала эра штучного товара. И коньяк стали продавать в бутылках. Для этого во Франции в 1864 году был открыт первый завод по розливу «Хеннесси» в стеклянную тару. При чем бутылки использовались необычной формы, их украшали фамильным гербом и тщательно запечатывали. На тот момент подделать такое было практически невозможно.
В это время компанией управлял Морис Хеннесси. Это именно он придумал знаменитые «коньячные звездочки» на бутылках – своеобразную классификацию напитков в зависимости от срока их выдержки. Позже звездочки заменят литеры. Коньяки класса VS (Very Special) делали из двух-семилетних коньячных спиртов. Аббревиатура VSOP расшифровывается как Very Superior Old Pale. Коньяк с такой этикеткой создан из спиртов постарше: 6-12 лет. И наконец – гордость дома «Хеннесси» – пятизвездочные коньяки XO, extra old. Их изготавливают из смеси (ассамбляжа) сотни спиртов, которым более двадцати лет. Первый Hennessy XO увидел свет в 1870 году, став эталоном коньяков класса люкс.
В двадцатом веке компании пришлось искать новые ориентиры в бизнесе. Теперь уже не королевские дворы были основными потребителями дорогого коньяка, а дорогие отели и гостиницы, где останавливались новые богачи: промышленники, банкиры, кинозвезды. Чтобы завоевать свое место под солнцем нового века, пришлось вплотную заниматься маркетингом и рекламой.
В 1971 году компания Хеннесси официально объявила, что за свою историю продала миллион ящиков коньяка. Но, увы, Киллиану Хеннесси, только что возглавившему старинный торговый дом, было не до праздника. Продажи стремительно сокращались. Покупателей, готовых выложить большие деньги за бутылку алкоголя – хоть эксклюзивного, но все же просто алкоголя – становилось все меньше. Европейские аристократы давно уже не жили на широкую ногу. Американские звезды старались выглядеть по моде – демократичными, такими же, как зрители. С подобными проблемами столкнулись все производители «товаров экстра-класса» – парфюмеры, ювелиры, ведущие дома моды. Но Киллиану удалось сохранить семейный бизнес, правда, довольно дорогой ценой. Дом «Хеннесси» объединился с компанией Moet et Chandon, которая специализировалась на шампанских винах. А в конце восьмидесятых обе фирмы стали частью холдинга Louis Vuitton Moet-Hennessy. Но у руля коньячной империи все-таки остался представитель семьи.
В 2007 году, к сотому дню рождения Киллиана, дом «Хеннесси» выпустил партию своего самого дорогостоящего коньяка: за одну бутылку «Красоты столетия» («Beaut? du Si?cle») ценители крепкого напитка готовы платить четверть миллиона евро. И не зря: партия этого сокровища совсем невелика – всего сотня хрустальных бутылок. На сегодняшний день у торгового дома еще припасено несколько экземпляров «Красоты». Кстати, Киллиан Хеннесси успел вдоволь насладиться подарком: патриарх ушел из жизни только в октябре этого года, в возрасте 103 лет.
Так как же создается этот знаменитый коньяк? Из тщательно отобранных сортов винограда получают белое вино. Его дважды перегоняют в кубах, которые называются «аламбик». Семидесятиградусную дестилированную жидкость оставляют в бочках на долгие годы, чтобы потом сотворить то, что принято называть коньяком. В подвалах «Хеннесси» еще хранятся спирты 1800 года. Их смешивают с другими, более поздними спиртами, чтобы получить наиболее интересный вкус и аромат. В итоге получаются такие, например, шедевры, как Richard и Paradis.
«Сегодня коньяк производится классическим старинным способом – с 1765 года в нём мало что поменялось», – рассказывает журналистам Морис Ришар Хеннесси, представитель восьмого поколения коньячных королей. В начале ХХI века его компания владеет обширными виноградниками, десятками винных подвалов и цехов, дубовыми лесами и мастерскими, в которых делают специальные бочки для коньяка. Как и двести лет назад, коньяк «Хеннесси» подают к столу королевским особам. Как и двести лет назад, алхимией этого удивительного напитка занимается человек с фамилией Фийю. Как и двести лет назад, «Хеннесси» – это очень дорогой коньяк для избранных.
Семья Хеннесси, действительно, выбрала самый долгий способ обанкротиться. Настолько долгий, что их бизнеса хватит еще на «дцать» поколений. По крайней мере, в обозримом будущем банкротство марке «Хеннесси» не грозит. Разве что все представители рода человеческого вдруг перестанут пить. А это – маловероятно. Кто же откажется от глотка старого доброго коньяка?
biztimes.ru
35222